al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Они популярны :)
al_ven
«Страха перед законом нет и в помине» - публикация на ленте ру о сообществе Rich Russian Kids («Богатые русские дети») и интервью с основателем инстаграм-аккаунта RRK.
https://lenta.ru/articles/2017/05/18/prince/

И вот что очень важно (и симптоматично!) во всей этой истории - а кто подпитывает популярность не только подобных аккаунтов, но и, главное, определённых поведенческих моделей? При этом хочется подчеркнуть - не создаёт их (ибо создаются они куда более сложным путём), но именно подпитывает, неосознанно включаясь в петли обратной связи и рекурсивные петли.

«По словам нашего гостя, изначально RRK создавался как сообщество «для своих», где участники могут пощеголять друг перед другом атрибутами роскошной жизни. Однако аккаунт стремительно стал набирать популярность в сети, и сегодня его годовой оборот составляет около двух миллионов рублей. При этом бешеной популярностью RRK во многом обязана периодически появляющимся там записям с вызывающими нарушениями ПДД, которые позволяет себе богатая молодёжь.»
ОНИ ПОПУЛЯРНЫ!
Здесь вспоминается логика потребления, описанная ещё Г. Зиммелем: богатые пытаются сконструировать границу, отделяющую их от большинства с помощью новых моделей потребления, массы, ориентируясь на них, пытаются догнать, а богатые, уходя от этого символического преследования, придумывают все новые символы отличия.
Или вот Ролан Барт писал: «чем шире класс буржуазии распространяет свои представления, тем более они натурализуются.
...Буржуазной идеологией постоянно поглощена огромная масса людей, не имеющих собственного глубинного статуса и способных переживать его лишь в воображаемом, то есть ценой фиксации и обеднения своего сознания.» (Барт «Мифологии», подробнее здесь https://redpsychology.wordpress.com/2015/03/20/р-%d0%..)
А теория общества Жана Бодрийяра уже полностью расставляет все точки над i в логике общества потребления. http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-02furs.html а также http://consumption-ru.livejournal.com/

Но все эти истории с нарушителями законов, прежде всего, уводят от настоящих, системных социальных противоречий и проблем - классовых, связанных с механизмами распределения и частной собственностью и т.д. Ибо легко можно начать возмущаться лишь подобными наиболее вульгарными и эпатажными моделями поведения, принимая как должное саму социальную систему, основанную на социальной несправедливости и неравенстве. И при неразвитой способности понимать социальные процессы мелкие преступления способны заслонить крупные, и все это далеко не ново! А дети представителей крупной буржуазии на самом деле оказывают немалую услугу Отцам, помогая направить недовольство социальной несправедливостью в безопасное для всей капиталистической системы русло и лишний скрывая настоящие механизмы функционирования и воспроизводство власти.
В данном случае возможность нарушать законы, которая должна как-бы завораживать тех, для кого буржуазный мир и власть является объектом для подражания, является лишь маскировкой того, что настоящая власть заключается, помимо всего прочего, в контроле над средствами контроля, во власти над социальной генеративностью (Эдгар Морен), в полном (почти) контроле над процессом создания нарративов - жизненных историй, в контроле над производством производства дискурса.

Вопрос о том, как люди не очень осознанно :) участвуют в воспроизводстве определенных процессов, которые вроде им и не очень нравятся, а также всей социальной структуры - очень непрост и здесь лучше избегать упрощений и односторонних формулировок. Тем не менее этот вопрос изучался и изучается - как на уровне межличностных и семейных отношений, так и применительно ко всему социуму. И он является одним из центральных для понимания того, каким образом проблемы - как социальные, так и психологические и коммуникационные - продолжают постоянно воспроизводится. Многие способы восприятия проблем и даже борьба с проблемами легко может становиться частью проблемы, включаясь в патологический цикл.

Можно также рассмотреть эти проблемы с точки зрения теории коммуникации, опираясь на книгу «Прагматика человеческой коммуникации» П. Вацлавика и его коллег. Любое поведение в присутствии других людей является коммуникацией, посланием («невозможно не коммуницировать», вообще). Какой либо поступок-послание А, адресованный В, можно охарактеризовать примерно так « Вот каким я себя вижу». Ответом В могут быть следующие реакции - принятие, неприятие, неподтверждение. С принятием все ясно. Неприятие может быть связано с критикой, враждебностью и пр., но в конечном счёте является также отражением оппонента (другого) и принятием факта его существования. Неподтверждение существования (игнорирование) представляет собой наиболее важный пункт в деле изучения различной психопатологии и является наиболее болезненным, «в то время как отказ в признании подразумевает сообщение «вы ошибаетесь», то неподтверждение — «вы не существуете» («Прагматика...»). В идеале, возможно, лучшим решением тут было бы полное неподтверждение существования буржуазного дискурса, вместе с умением создавать собственные нарративы, создавать свои жизненные миры, а не быть пешкой (и это еще в лучшем случае, ведь запросто можно оказаться мясом или кормом) чужих историях.

Recent Posts from This Journal


?

Log in