al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
наваливающаяся медиатизированная реальность)))
al_ven
Ещё одна заметка о медиатизированной реальности, имплозии социального, упрощению языка и примитивизации всего, что только можно примитивизировать и т.д. (в продолжении моих постов "Они популярны"). Статья эта о том (как они её назвали), «за что школьники любят Навального». Я бы конечно хотел воздержаться от ошибочных обобщений и прогнозов, а также просто фантазий, но всё-таки можно сказать, что «популярность» такого рода вписывается в другие тенденции, которые не вызывают у меня никакого оптимизма. Выглядит все просто как какой-то бред (я имею ввиду все в целом, всю эту систему, но надо конечно пытаться ее понять получше.) Нет, неверно говорить, что «вот раньше» политические процессы были осмысленные и они были «настоящие» - не в этом дело, в том, что сейчас все становится ещё хуже))) Были ведь надежды, что интернет, современные технологии т.д. будут способствовать свободному распространению полезной информации, знаний и служить делу Просвещения, но скорее оправдываются пока другие прогнозы, пессимистические, в духе антиутопий.
Упрощение и примитивизация судя по всему имеет какой-то гипнотический, завораживающий эффект. В принципе, как пытался показать Борис Поршнев, язык суггестивен в самой своей основе, а опираясь теорию коммуникации Бейтсона, Вацлавика и пр., можно предположить, что командный аспект коммуникации доминирует столь часто, что… но я бы не сводил все к суггестии, ибо это тоже походит на упрощение и выглядит как-то не-системно.
В данном случае проблема в постепенном и последовательном упрощении процессов мышления, восприятия, поведения… и «управления», то есть манипуляции и контроля. Чем проще становится человек, социальная группа и общество, тем проще им будет управлять. Но это катастрофические процессы. И они уже идут.
Как там Бодрийяр писал о рекламе: Реклама — это «триумф поверхностной формы, наименьшего общего знаменателя всех значений, нулевой степени смысла, триумф энтропии над всеми возможными тропами. Низшая форма энергии знака. Эта форма, невнятная, мгновенная, без прошлого, без будущего, без шанса на трансформацию…
Реклама мимолетна и тут же забывается, она поглощает все оригинальные формы культуры и абсорбирует все возможные способы выражения.

И проблема вот еще какая. В свете роста популярности разных правых популистов, левые говорят о необходимости «работы с массами», надо, дескать, продолжать рассказывать, объяснять, и они совершенно правы! Просто здесь мы сталкиваемся с тем, что исчезает сама возможность понимания чего-то более сложного, чем примитивные популистские лозунги и упрощающий язык рекламы и массмелиа, то есть перестраивается само мышление и восприятие. Конечно, конечно, далеко не у всех, пока. На что и надо делать ставку.
Насколько могу судить, многих в Навальном и привлекает именно перспектива примитивизации. Никакой идеологии, никаких идей, ничего… Лишь желание ребёнка насолить родителям, что с системной точки зрения является конечно порождением системных проблем всей системы.
Невротический компонент игр подобных «оппозиционеров» состоит вот в чем. Они поднимают знамя эдипового бунта, образ Родителя-Отца у них расщепляется. Плохая часть образа Отца проецируется на конкретных президента, «плохих миллиардеров» (близких к плохому президенту, естественно) чиновников и и т. д., а Хорошая часть этого образа проецируется на «хороших» миллиардеров и т. д., с последними конечно и хотят отождествиться подобные «оппозиционеры» и их последователи, хотят и занять их место, став «Отцами»; в результате сама система и система отношений не меняется, а системные проблемы лишь воспроизводятся . Ясное дело, что данном случае речь не может идти ни о какой революционной перестройки общества, о смене системы отношений и т. д., как все это давно видят левые и близкие к ним.

  • 1
"Ребенок живет в состоянии невинности, не испытывая
длительных страданий, в любви к родителям и чувствуя любовь
к себе с их стороны. — Это непосредственное, и именно потому
недуховное, чисто естественное единство индивидуума со своим
родом и с миром вообще должно быть снято. Индивидуум должен
подняться на такую ступень развития, чтобы противопоставить
себя всеобщему как в-себе-и-для-себя-сущему, готовому и
устойчивому предмету, — должен постигнуть себя в своей собственной
самостоятельности. Но на первых порах эта самостоятельность —
эта противоположность — выступает в столь же одностороннем
облике, как в ребенке единство субъективного и объективного.
Юноша разлагает осуществленную в мире идею таким образом,
что самому себе он приписывает относящееся к природе идеи
определение субстанциальности — истину и благо, за миром же,
напротив, оставляет определение случайного, акцидентального. —
На этой неистинной противоположности нельзя, однако,
остановиться; более того, юноша должен возвыситься над этой
противоположностью до понимания, что, наоборот, в качестве
субстанциального следует рассматривать мир, а индивидуум только как
акциденцию, — что человек, по этой причине, может найти
существо своей деятельности и свое удовлетворение только в
противостоящем ему и самостоятельно следующем по своему пути мире
и что поэтому он должен выработать требуемое для дела уменье. —
Достигнув этой точки зрения, юноша становится мужем. Будучи
в себе завершенным, муж рассматривает и нравственный
миропорядок не как такой, который ему только еще предстоит создать,
но как уже в существенных чертах завершенный. Поэтому он
работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении
существующего порядка, а не в разрушении его и, тем самым
возвышаясь над односторонней субъективностью юноши, стоит на точке
зрения объективной духовности."

Это написал 200 лет назад один немецкий директор гимназии. Звали его Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Ничто не ново под луной ))

Спасибо за цитату :)

  • 1
?

Log in