al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Дмитрий Медведев и "человеческий капитал"

"Кандидат в президенты" Дмитрий Медведев активно развивает одну прелюбопытную тему. ВЫСтупая в разным местах он говорит "человеческом капитале",о вкладывания ресурсов в человеческий капитал при реализации приоритетных национальных проектов, он объявляет, что "по истине общенациональной является задача ускоренного развития человеческого потенциала, что приравнивается к капиталу. Комментаторв отмечают - Медведев, очевидно намерен выстраивать социальную политику, основанную на отношении к человеку как к активу, в который государство вкладывает деньги, — отсюда и интерес к теме человеческого капитала, причем именно в такой формулировке.
Между тем, в разных направлениях современной гуманитарной мысли уже давно развивается тема анализа метаморфоз такого странного явления нашей жизни, как капитал. Я уже не говорю о марксовом анализе, а ведь мрксизм и неомарксизм до сих пор имеют вес в философии и социологии.
Остановится я хочу на дискурсе Бодрийяра, который называл капитал большим плутом и обманщиком. (может быть капитал и есть настоящий современный трикстер? - спрашиваю я).
Как отмечает Бодрийяр, предсказание Маркса о смерти капитала не реализовалось потому, что капитал просто вышел из экономической сферы и распространился практически на все остальные. Может быть он и никогда не принадлежал только лишь экономике, он лишь рядился в ее одежды, а Маркс этого просто не разглядел, попавшись на его уловку.
Капитал не просто проник во все сферы человеческой жизни, он властвует над ними, превратившись в какое-то подобие нового бога, или полумистической силы.
Бодрияр много писал о капитале, то с иронией, то в мрачных тонах. Те, кто знаком с его работами, а также других мыслителей, обративших внимание на феномен капитала, вероячтно, также отметили эти пафосные заявления Медведева.
И это было просто смешно (я, к тому же, видел физиономию Медведева, когда он говорил что-то в этом духе - он имел довольно комичный и лицемерный вид), если бы все не было так грустно...
Ведь что произошло? Если ранее труд и человек производил капитал, то сейчас уже капитал производит труд, да и человека тоже, сведенного лишь к функции, к винтику в экономико-финансовой машине. Капитал уже оторвался и от денег и от экономики, он, по сути, сам их производит.
Но непросто вопроизвести размышления Бодрийяра, вырывая их из контекста...
Что касается заявлений Медведева, то это ж надо дойти до того, чтобы называть человека, общества капиталом. По идее-то - это человек должен владеть каким-то капиталом и использовать его для своих целей. Так и было раньше, в экономическом смысле. Сейчас ситуация перевернулась. Капиталом стал сам человек и общество, он нужен для осуществления каких-то иных целей. Он служит капиталу более высокого уровня. Отношение к человеку и обществу - чисто операциональное, функциональное. Они служат для осуществления каких целей, они обслуживают капитал и им вопроизводятся.
Практически - это уже Матрица. Только Матрица куда более хитрая и изощренная, вышедшая за рамки Машин и компьъютерных программ. Машины-то можно хотя бы однаружить, увидеть и разрушить, хоть попытаться. А тут - нечто вообще ускользающее даже не от осмысления, а от восприятия.
Причем все подается именно так, что российское общество, россиянин должен радоваться, еслн будет "капиталом", или "активом".
Надо ли подробнго останавливаться на том, что сам человек тоже вкладывает ресурсы в выращивание скотины на забой; известно также каким отвратительно изощренным способом выращивают во Франции утят, для получения деликатеса - утиной печени.
Развитие человека и его самореализация не имеет ничего общего с "вкладыванием ресурсов в капитал", это совершенно противоположные вещи. Но как соблазнительны схемы "деньги-товар-деньги", "деньги-деньги"... И вот такому подходу к "развитию" человека очень нужны и психология и психологи. Ведь наиболее совершенным способом контроля за человеком являются не реперессии, не утрашения, но прививание (которое не будет восприниматься как прививание, какнасильственноевнедрение)определенного мировоззрения и "принципа реальности". Для контроля над человеком надо лишь активизировать этот принцип реальности.
Другой важный момент.
Человек рассматривается в качестве капитала. Но капитал - это же мертвая инстанция. Как же тогда можно интерпретировать попытки сделать из человека капитал?
Из людей и общества хотят сделать капитал, но человек-то хочет жить. И в ответ на самый совершенный способ контроля включается совершенный способ защиты - симуляция. А симуляция поглотит и растворит в себе абсолютно все. Любые способы манипуляции, внушения, любые навязываемые идеологии и смыслы. Так было уже и с религией и со многими идеологиями.
Зря в Кремле не читают Бодрийяра. Тогда бы там лучше смогли оценить ситуацию и знали бы, в частности, что такое симуляция.
Хочется верить, что человек не превратится в капитал окончательно и повсеместно. Хотя бы с помощью симуляции.
А там, глядишь, из всех симуляций и начнет что-то вырисовываться. Путь какой-нибуть... Может быть современный гиперконформизм приведет к реализации восточного принципа "недеяния" (у-вэй), который с психологической точки зрения способствует пробуждению внутренней интуиции и гармонизации отношений СЗ-БСС?
Капитал давно проник уже и в психологию. Сама психология человека уже нередко рассматривается как капитал, который можно "эффективно" и "успешно" использовать. Как капитал рассматривается тело, способности, бессознательное... Магическим эффектом может обладать термин "энергии бессознательного". Ведь все знаю, как эффективно можно и нужно использовать энергии. Энергия, либидо... Мда... А юнговкое коллБСС - вообще может выглядеть как более солидный капиталец, в сравнении с фрейдовским кошмарным БСС (из последнего только и можно что-то там сублимировать, да либидо как-то использовать). А Юнга-то - целый кладезь капитала - мудрость всего человечества и природы, и энергии, энгергии... И по-монму есть те, кто всерьез считает, что глубины и силы КБСС, или синхроничности можно как-то ИСПОЛЬЗОВАТЬ. (как капитал).
Ранее говорилось: у тебя есть душа - ты должен ее спасти; сейчас: у тебя есть тело, БСС-е, либидо - ты должен научиться их правильно использовать, вкладывать...
Все эти проблемы можно анализировать и с помощью юнгианского дискурса. Юнг писал об опасности идентификации человека с массой, о растворении индивида в ней (массы как проекция КБСС). Чем ничтожнее себя ощущает человек, тем сильнее у него потребность раствориться в чем-то большем, соответственно, чем больше разных парадов и иных способов демонстрации мощи государства (здесь и перечисление разных мифических макроэкономических показателей), тем ничтожнее становится сам человек и тем больше у него возможностей идентифицироваться с этой мощью. Круг замыкается.
Можно поразмышлять над тем, что такое капитал.
Человеку нужны всегда какие-то цели и смыслы жизни, трансцендентные узкоэгоистическим устремлениям и самой ситуации "здесь и сейчас". Людям нужны мифы. Ранее человек жил ради осуществления божественного замысла и божественной любви. Ему говорили - у тебя есть душа и главное в жизни, это спасти свою душу веря в бога, в его любовь к тебе и в любви к богу. У коммунистичекой идеологии тоже была своя мифология, как и у западной демократии, Однако все это обанкротилось. Появилась новая форма религии и идеологии, которые очень хорошо скрыты, закамуфлированы. Человек живет ради роста экономики и совершенствования науки и технологий, а за всем этим стоит рост КАПИТАЛА.
Куда ведет эта новая религия-идеология? Мне совсем не хочется говоить банальные и примитивные вещи - к катастрофе, пропасть, к апокалипсису. В конце концов, и конец света, апокалипсис нельзя воспринимать буквально. Если и появлятся такие фантазии, может они идут от желания трансформации, от желания расчитить дорогу для чего-то Другого (не в революционном смысле).
В тенденциях развития современного общества можно увидеть и признаки, что система готовит себя к дальнейшим трансформациям. Только - к каким?
Subscribe

  • Стивен Кинг «Позже»

    Я воспринял «Позже» как социальный роман. И только этим он мне и понравился. «Позже» - один из последних романов Стивена…

  • Как разговаривать с мудаками ч.2

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Как разговаривать с мудаками. М. Гоулстон

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments