al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

О войне. Негуманно.

Вот "нравится" мне этот всплеск "гуманизма" и "антивоенных" настроений, охвативших часть Европы и России и выражающийся, главным образом, в осуждении действий Израиля, в требованиях прекратить военные действия. Плохо пахнет этот гуманизм. Как и все это сострадание к жертвам конфликта. Ведь если быть последовательным гуманистом, то надо тогда говорить о том, что в мире и по сей день существуют множество непогашенных конфликтов, которые лишь временами разгораются до такой степени, что попадают в поле зрения массмедиа, да и то не всегда. Думаю, нет смысла здесь пытаться составить полный и длинный перечень всех очагов вооруженного противостояния в Азии, Африке, Латинской Америке... Каждый день гибнут люди, гибнут мирные жители, гибнут дети. Очень много "мелких" столкновений и провокаций, в которых тоже гибнут люди, но о них мы ничего не знаем и не узнаем. А где же гуманисты? А где международные организации, где все эти ЕС, ООН и пр.? Ведь все подобные конфликты имею много причин. Огромные массы людей живут в бедности, нищете, с большим количество нерешенных социальных проблем, их эксплуатируют, их используют в своих целях самые различные силы. И та часть мирового сообщества, называющая себя цивилизованной и живущая очень даже неплохо, уделяет этим очагам напряженности просто по-хамски мало внимания. И я имею ввиду далеко не только те регионы, где происходят вооруженные конфликты. Куча других проблем - люди гибнут от отсутствия элементарной медицинской помощи, от голода... Когда человека оправляют на помойку и делают его отбросами - это и рождает ненависть. А затем - насилие.
Но подъем гуманизма Европа испытывает лишь от медиаобразов настоящей войны, ракетными обстрелами и бомбежками. И это не удивительно, на самом деле. Европейский (и российский) обыватель-гуманист живет отгородившись от реальности знаками, теле- и медиаобразами. Телеобраз приходит в комнату "из мира", эмоционально насыщая потребителя и создавая эффект его присутствия в гуще событий, тем самым приятно оттеняя его безопасную невовлеченность. Безмятежность потребления, чтобы быть устойчивей, нуждается в головокружении мира,  а также в образах всевозможных катастроф и войн. При этом, если телекартинка становится "очень" вызывающей и "кровавой" (а на деле как раз в этом и есть потребность у обывателя), т.е. не репортаж о "простом" теракте или обстреле, а уже кадры бомбежек, наземных операций, т.е. не один разрушенный дом, а десятки, и убитых - не несколько, а несколько сотен, то это, во-первых, становится неприятно (ну, за ужином на такое смотреть, ожидая новостей о фестивале в Каннах, об открытии автосалона или Олимпиады, да сериал приятственный на очереди), а во-вторых, (может это и главное) - это как раз хороший повод ощутить всплеск гуманного и доброго начала в себе самом, продемонстрировав его окружающим, естессно, ну и возмутиться "злом". Главное - призвать к прекращению всего этого безобразия и потребовать от сторон сесть за стол "мирных переговоров" (пусть они объявят перемирие и будут тихо убивать друг друга, или - потом убивать). При этом уж конечно такого рода гуманизм не утруждает себя попытками проникнуть в суть проблем, что позволило бы устранить корни конфликтов и благодатную для них почву. (эта ситуация сильно напоминает весьма распространено отношение к психологическим проблемам - на существование внутреннего мира человека часто начинают обращать внимание лишь когда он начинает сильно пить, или у него пявляется выраженный невротический симптом, бросающийся в глаза, тогда стараются убрать лишь внешние проявления - перестал пить и хорошо, а что там у него внутри, чем он живет, так никого и не волнует; некоторые "психотерапевтические" методики выстроены именно таким образом).
Мирные переговоры-то - они нужны, но не они решают проблемы. Вроде договариваются о чем-то в одном месте, в другом - все продолжается или начинается новая бойня. А источники этих проблем глубоки. В общем виде - они в дегуманизированной структуре самого общества (поэтому-то локальным гуманизмом почти ничего  и не решить), т.е. в наличии классового разделения и эксплуатации, угнетении, и в рамках капиталистической системы этих проблем не решить, напротив, сама система и порождает эти проблемы. Ситуация осложняется еще и тем, что простым переходом к, например, социалистической системе ситуацию тоже не изменить, что и показал печальный опыт СССР. Люди, со слабо развитым сознанием и самосознанием, находящиеся преимущественно в бессознательном, инфантильно-зависимом состоянии, будут искать себе новых зависимостей (см. опять опыт  CCCР). В принципе, в той же Европе, избиратель кажется и может уже начать активно влиять на Систему, но и там этого не происходит. Пока по-прежнему не Система существует для человека, но человек живет для Системы, являясь ее винтиком.
Матрица пока держится.
 


Tags: Бодрийяр, Маркс, массмедиа, общество, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments