al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

"День, когда Земля остановилась": контейнирование ненависти

Сам фильм откровенно слабый, несуразный. Досматривал его фрагментарно, на перемотке. Поэтому интересен не сам фильм, а его интерпретации.
Первая связана с темой, которая в психоанализе называется "ненависть и контейнирование", а также с допущением возможности переноса особенностей индивидуальной психологии на коллективную. У меня уже давно возникла мысль, что человечество в целом, находясь по-прежнему на детском уровне развития, ведет себя именно таким образом, как дети в описанных психоаналитиками случаях. "В детском возрасте нам необходимо обнаружить, что есть значимые другие, особенно родители, которые способны справиться с тем, с чем мы в себе пока еще справиться не можем. К числу таких вещей относятся наш гнев, наша деструктивность и наша ненависть. Если наши родители не в состоянии обеспечить такое контейнирование, мы, вероятно, будем стараться найти его у других. Но если мы не найдем нужного нам контейнирования и у других, скорее всего, мы вырастем с убеждением, что в нас есть нечто такое, чего чересчур много для кого угодно.
Если ребенку не удалось найти у других адекватного и надежного контейнирования, его развитие может пойти по одному из следующих двух путей. Один состоит в том, что ребенок начинает выходить из-под контроля, и становится все труднее с ним справляться. Это бессознательный поиск прочного контейнирования, которое еще не было найдено, контейнирования, которого было бы наконец достаточно и которое смогло бы справиться с тем в ребенке, с чем пока никто, по-видимому, справиться не смог. Его, это контейнирование, все еще ищут у других. Винникотт считает, что такой ребенок все еще бессознательно надеется, что найдет то, что ему нужно. Другие последствия наблюдаются, когда ребенок начинает развивать ложную самость, поскольку у него1) возникло чувство, что он один должен нести ответственность за контейнирование того, с чем остальные, по-видимому, справиться не в состоянии. "Ложной самостью" я называю здесь ту маску для окружающих, которую иногда развивает неуверенный в себе ребенок и под которой он становится способным скрывать свои самые истинные мысли и чувства. При естественном ходе вещей его поведение бы ухудшилось, но он становится покладистым, стремится угодить, так что оказывается неестественно хорошим. Дети такого типа, по-видимому, потеряли надежду найти у других то, в чем они испытывают самую глубокую потребность.
Такой ребенок может начать бояться, что родители не выживут, если не защищать их постоянно от того в нем самом, что, по его ощущениям, будет для них чересчур. Тогда ребенок в своей душе "заботится" о родителях, которые только внешне будто-то бы заботятся о нем...
...Винникотт отмечал, что ребенок, лишенный чего-то важного для ощущения безопасности и роста, и лишенный этого слишком надолго, может стремиться к получению недостающего компонента символически, путем воровства - если еще надеется на его обретение. Он также полагал, что и в деструктивности (другой выделяемой им форме антиобщественных склонностей) могут сходным образом проявляться поиски ребенком чего-то недостающего: контейнирования, что предусматривало бы более полное ощущение жизни [aliveness], чем то, которое ранее представлялось ребенку вполне доступным.
Самое важное в этих различных формах предделинквентного [чреватого правонарушениями] поведения - чтобы нашелся кто-то, кто мог бы распознать в них бессознательный поиск; кто бы мог соответствовать тому, что Винникотт называет "моментом надежды" (Winnicott, 1956: 309). Он подразумевает тем самым, что ребенку требуется найти кого-то, кто бы мог распознать бессознательный поиск, выражающийся в его плохом поведении, бессознательную надежду на то, что это поведение будет понято и найдется кто-то, способный соответствовать выражающейся в нем потребности.
Если момент надежды находит отклик, будет уделено внимание потребности, выражаемой в плохом, и даже злобном поведении, и оно постепенно может стать ненужным. Происходит это потому, что ребенок начинает находить то контейнирование, которого не хватало и которое он бессознательно искал.
Однако если момент надежды не находит отклика, можно ожидать, что плохое (предделинквентное) поведение усилится и будет вызывать все больше проблем. Бессознательный поиск выйдет за рамки семьи и охватит других людей, таких как учителя и, возможно, даже полицейские. Однако может случиться так, что ребенок в предделинквентном состоянии начнет наказывать мир вне дома и семьи за глухоту к его потребности, и предделинквентное поведение может вылиться в настоящие правонарушения, а иногда даже в серьезные преступления. Наибольшее контейнирование, если оно вообще будет найдено, может в итоге обретаться в таких учреждениях, как больница или тюрьма, а не в отношениях с человеком..
."
(Лучше, конечно, читать все)Таким образом, становится понятным, что поиск инопланетян, которые должны нас усмирить и контейнировать нашу деструктивность является продолжением "надежды" на внимание и гнев бога (или божеств), на "кару господню", или вообще на какие либо "высшие силы", типа судьбы. Иными словами, есть потребность искать некую могучую "вышестоящую инстанцию", которая нам поможет, причем я я бы не редуцировал все к родительским образам.
Ведь впечатление такое, что как  различные общества, так и человечество в целом периодически начинаю "вести себя" очень плохо, все хуже и хуже... Но, что если этой силы нет? А, если даже она и есть, входит ли в ее интересы нас "спасать"?))))
Думаю, к этим психоаналитическим зарисовкам есть смысл добавить экзистенциальные черты - чувство экзистенциального одиночества, заброшенности - сколько бы люди от них не бежали, но это не заглушить полностью. Я в общем-то склонен думать, что главное здесь - это именно экзистенциальные переживания.
А выход из этой ситуации - лишь в ее глубоком осознании, в понимании того, что нужно взрослеть одним, самостоятельно, а ощущение одиночества, по-возможности, преодолевать путем установления нормальных связей с окружающими людьми и человечеством в целом. А там может кто-то и объявится, когда увидит, что человечество созрело само.
Другой интересный момент - в проблеске анти-антропоцентрической мысли, когда пришелец спрашивает: "а почему вы уверены в ом, что это ВАША планета?", но которая конечно же не была развита. Тут не только анти-антропоцентризм, здесь также проблема иллюзорности владения сем-либо, обладания, собственности, а значит - и власти. На деле, когда человек думает, что чем-то владеет - это иллюзия (опять же в буддизме это было гениально раскрыто), порождающую массу проблем и сама, в свою очередь, являющаяся следствием УЖЕ имеющихся проблем. Вероятно, ощущение собственной слабости, конечности, незащищенности и неполноценности заставляют людей думать, что они "владеют" - землей, территорией, недрами, природой и т.п.(да и многие предметы, переживают человека, та же "недвижимость") - т.е. тем, что было до человека и будет после него;  человеческая жизнь - это же вспышка, которую можно потратить на иллюзии, например, обладания и власти, на собирание того, чем ты, якобы, владеешь, а можно...просто ярче гореть, излучать не только свет, но и тепло.
Фильм, однако, выражает желание не думать обо всем этом. Прилетели инопланетяне, наказали, попугали - ну и будем опять жить дальше, вначале более тихо, а потом, как станет скучно и тоскливо, тогда опять покажем Вселенной "кузькину мать"...
 
Tags: буддизм, кино, психоанализ, экзистенциализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal