al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Маркс и дзен

Из радиобеседы с Фроммом ("Ради любви к жизни"): "... Я часто читал разным людям маленькие кусочки из «Экономическо-философских рукописей» Маркса. Я вспоминаю встречу с доктором Судзуки, одним из выдающихся ученых в области дзэн-буддизма. Я прочитал несколько отрывков, не говоря ему, кто их написал, и затем спросил его: «Это дзэн?» «Да, конечно, — сказал он. — Это дзэн»... "Вторым автором, который оказал на меня влияние, был Карл Маркс. Меня привлекала, в первую очередь, его философия и его видение социализма, которое выражалось в светской форме, его идея человеческой самореализации и тотальной гуманизации, его идея человека, чьей целью является энергичное самовыражение, а не приобретение и аккумуляция мертвых, материальных вещей. Эта тема впервые возникла в философских трудах Маркса около 1844 г. Если вы читаете эти работы, не зная их автора, или если вы просто плохо знакомы с Марксом, вы едва ли его узнаете. Не то, чтобы эти тексты нетипичны для Маркса, но для нас трудно установить его авторство, потому что, с одной стороны, сталинисты, а с другой — социалисты так фальсифицировали наш образ Маркса, что как будто бы все, что его занимало, сводилось лишь к экономической жизни общества. А фактически он рассматривал экономические изменения лишь как одну из сторон развития человеческого общества. Что действительно имело значение для Маркса, так это освобождение человека в гуманистическом смысле этого слова. Философии Гете и Маркса обнаруживают удивительное сходство. Маркс прочно уходит корнями в гуманистическую и, я полагаю, пророческую традицию. Если вы читали одного из самых весомых и радикальных мыслителей — Майстера Экхарта, вы, без сомнения, будете удивлены его сходством с Марксом.
Шульц: Это правда, что нам приходится защищать Маркса — и многих его коллег из различных школ — от его собственных адептов. Но кто же защитит их? Этот же вопрос может быть задан в отношении Брехта, Фрейда, Эрнста Блоха и любого из величайших умов, чьи имена люди используют сегодня для достижения своих собственных целей. Были ли в наших университетах или где-нибудь еще попытки оградить авторов, подобных Марксу, от окостенения и односторонней интерпретации?
Фромм: Существует весьма мало тех знатоков Маркса, которые бы не рассматривали бы его с «правой» или с «левой» позиции. С одной стороны, они используют его для поддержки своих собственных взглядов, а с другой — для объяснения практики и политики, которые часто диаметрально противоположны тому, о чем, собственно, писал сам Маркс. Когда русские государственные капиталисты или западные капиталисты либерального толка — здесь я подразумеваю большинство сторонников социально-демократических идеологий — когда такие люди обращаются к Марксу как к авторитету, они фальсифицируют Маркса. Немногие действительно понимают Маркса. Я даже могу самонадеянно заявить, что к этому числу немногих принадлежу я и еще несколько людей. Я не хочу делать огульных суждений, но чувствую, что большинство специалистов по Марксу проглядели тот факт, что его философия является по сути религиозной, но не в смысле постулирования веры в Бога. Буддизм также не «религиозен» с этой точки зрения. Буддизм не признает Бога, но является религиозным в своей основе. Мы должны переступить через наш нарциссизм, наш эгоизм, нашу внутреннюю изоляцию и открыть себя для жизни, и мы должны, как писал Майстер Экхарт, сначала опустошить себя, чтобы потом вновь наполнить и стать всем. Именно эта вера, выраженная другими словами, — суть философии Маркса. Я часто читал разным людям маленькие кусочки из «Экономическо-философских рукописей» Маркса. Я вспоминаю встречу с доктором Судзуки, одним из выдающихся ученых в области дзэн-буддизма. Я прочитал несколько отрывков, не говоря ему, кто их написал, и затем спросил его: «Это дзэн?» «Да, конечно, — сказал он. — Это дзэн». В другой раз я прочитал похожие отрывки группе очень грамотных теологов, и их догадки простирались от классических авторов, таких, как Фома Аквинский, до самых современных теологов. Но никто из них не заподозрил в авторе Маркса. Они просто его не знали.
Но некоторые последователи Маркса, такие, как Эрнст Блох и антимарксистские католические ученые, как Жан Ив Кальве, четко видят эту сторону учения Маркса. Число тех, кто понимает Маркса, не так уж мало, но их влияние, по сравнению с основными его интерпретаторами, остается относительно небольшим..."
********************************************************
Я солидарен с позицией Фромма.  Современный левый мировой мейнстрим производит весьма унылое впечатление, а временами - просто странноватое. Настоящие "попы марксистского прихода", как Энгельс еще сказал. Догматизация, схематизация, бесконечное механическое  использование стереотипных схем марксизма... И левые еще все сетуют на невысокую популярность их идей в массах. Уже одно это указывает на крайнюю ограниченность их мышления.
В этом контексте я бы вспомнил слова Юнга, адресованные догматической христианской церкви: "вместо того, что бы речисто говорить а необходимости веры, им следовало бы подумать о психологических основаниях веры".Это очень глубокий взгляд, и он применим к самым различным другим вещам.
Левым просто следовало бы крепко подумать, чем психологически более привлекательным и обоснованным  может быть социализм и коммунизм, в сравнении с капитализмом, а также о том, почему левые идеи находят такой слабый отклик в массах и чем привлекательнее для них выглядит нынешний строй. Подумали бы, к примеру, о вторичной выгоде от невроза, хотя, конечно, было бы большой глупостью сводить все именно к этому.
Вновь и вновь от левых слышны лозунги о замене частной собственности общественной. Ретранслировать как роботу эти лозунги легко, а вот подумать, а почему они не "цепляют" массы - это сложнее, и это понятно)  Да простым людям-то - им все равно при каком строе быть рабами. Суть-то марксизма не в отношениях собственности, и не в экономическом строе. Передел последнего - лишь средство для освобождения человека, а не цель; цель-то - последнее. А если, как в СССР, частной собственности не было, но человек остался винтиком-рабом, то какая ему разница, в какой тюрьме-то жить?
Маркс писал о необходимости сокращения рабочего дня. Но как быть с великой массой слабых невротиков, которые заняты постоянным бегством от самих себя в работу, а затем - в непрестанное потребление? Ясно, что их невротизирует во многом и сама ситуация, в т.ч. и экономический строй, но и в СССР "раскрытие сил человека" - было фикцией. А другое марксисткое определение труда при коммунизме - свободный труд добровольно собравшихся людей (примерно так) - многие ли сейчас вообще способны это понять и представить себя в таком обществе? Чтобы так жить - надо самому стать внутренне свободным человеком, а те, кто тратят всю свою жизнь на бегство от себя и от свободы, будкт бежать и от возможности построения такого общества. А "превратный человек и хороший метод использует превратно".
Нет, чего-то не воодушевляет меня пока левое движение в том виде, в каком я его вижу.
Вот если бы его мейнстрим определяли люди с мышлением и уровнем развития типа Фромма - тогда может оно стало бы другим.
Но есть и иной вопрос - могут ли любые идеи, даже самые гуманистические, не деградировать, если вокруг них начинает формироваться какая-либо партия или общественное движение, с их бюрократизаций, институтами, догматизацией, сектанством и пр. О других партиях и политико-идеологических движениях (либералы, демократы, правые)я даже и говорить не хочу - все это засирание мозгов иллюзиями-симулякрами.
Tags: Маркс, Фромм, буддизм, дзен, система
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…