al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

LOST. Пропавшие размышления.

из "основной теории") сериала: ЛОСТ -" история противостояния судьбы и свободы выбора."
В целом по той статье - у автора богатое воображение), но любопытные моменты конечно  есть. Ту же самую идею я бы выразил иначе, и она понятна и без такого тщательного анализа деталей - из противопоставления позиций Лока и Джека. Каждый человек постоянно сталкивается с дилеммой, которую примерно можно выразить так - насколько органична мне моя настоящая жизненная ситуация, те реалии, в которых я нахожусь, нужно ли мне что-то менять, выходить из них, искать что-то иное, или вот именно это - мое? Ясно, что все это очень подвижно: сегодня я думаю, что это - мое, а завтра - уже нет. Как ясно и то, что постоянная удовлетворенность жизнью, как и вечное недовольство любой ситуацией - крайности. И это - сложнейший философско-психологический вопрос, на который нет универсального ответа. Определить, когда надо "возвращаться", а когда мы уже "дома" - это очень тонкий вопрос) Помимо Лока, ярким примером является смертельно больная Роуз, которой надо было найти, по выражению австралийского "кудесника", "свое место" в мире, чтобы выжить - это также лучше понимать как метафору.
Тема судьбы - это же, в конечном счете, метафора, в которой выражается отношение человека к жизни или себе. Сейчас уже мало кто думает о некоей книге судьбы, или о мойрах из греческой мифологии.
Но, на мой взгляд, это лишь одна из тем сериала. Одна из главных других прозвучала еще в 1 сезоне, в словах Джека в одной из первых серий: "Мы все умерли 3 дня назад, и воскресли заново".
Это - та самая символическая смерть ложного Я, сотканного из иллюзий, о котором идет речь в юнгианстве (и вообще в психоанализе, в разных формах), а также в ряде восточных практик, типа дзена. Все оказались выдернутыми (на деле-то каждый к этому внутренне стремился и шел) из  привычного социального окружения, из своих социальных ролей, а программирующие "ожидания" социального окружения остались "за океаном", что сопоставимо с так называемой инициацией, тема которой также разрабатывалась в юнгианстве. И теперь уже имело значение только то, что каждый здесь-и-сейчас может сделать. Яркий пример удачной трансформации - наркоман Чарли, который также выскочил из ситуаций в "реальном" мире, оставлявших ему мало шансов, другой аналогичный пример - мошенник Сойер.
Складывается впечатление, что создатели сериала намеренно показывали, каким образом негативная социальная среда и соответствующие ожидания способствуют раскрытию далеко не самых лучших человеческих качеств; хорошие же раскрывать проблематично и...небезопасно. Поэтому-то и плохой характер, и враждебность, и даже делинквентное поведение - очень часто все это выполняет  функции защиты, всего лишь защиты...
Запомнилась и фраза м-ра Эко из первого сезона: "спасаться можно по-разному", произнесенная потрясающе к месту.
Поиск своего пути - вот одна из главных тем сериала.
Просматривается и сильный социальный подтекст - тема расслоения общества (напр. Джин), обман, а уж история Бена... Нежеланный и нелюбимый сын пролетария, убивший отца и власть имущих, изменивший порядок на острове и противостоящий "олигарху" Уидмору. Тема Эдипа и детско-родительских отношений тесно переплетается с социальной проблематикой, причем автору не навязывают ни фрейдистской интерпретации, ни, скажем, делезовской (анти-эдиповой), но используют и тот, и другой подход.
Много и других идей, связанных, например, с  темой надежды, чуда, отношений науки и веры, развивающихся от серии, к серии.
Сейчас стала вырисовываться тема преодоления эго-центризма и эгоизма - спасаться надо всем, причем надо ощутить свою связанность с судьбой острова, что ранее смог сделать  только Лок. Требуется выход за рамки своего Я, а точнее узких и иллюзорных представлений о своем Я, оторванном от других и от мира. Если и говорить о судьбе, то жизнь, наполненная только частными и эгоистическими делами, лишенная четвертого измерения (не хочется говорить о трансцендентности))) не является их судьбой. Только не все это сразу поняли.
Другая тема - связана с вопросом, что такое "реальность", которая достигла своей кульминации в моменты, когда ставился под сомнение сам факт реальности происходящего на острове (не мертвы ли все уже, "на самом деле"). Где реальность - на острове, или в прежней жизни? Вышло, что на острове.
Складывается впечатление, что в "обычной реальности", в искусственно сконструированной гиперреальности социума, у героев не было, или почти не было возможностей и путей для развития - достаточно проследить их жизненные истории.
Среди черт островной жизни, островной реальности - отсутствие искусственных ценностей, там нет даже денег)...
Но, обо всем не напишешь. А можно - много еще о чем. Сейчас его авторы добавляет динамики, зрелищности, но без перебора. Тайные силы, их борьба, нечто, за гранью видимости... Очень радует также постмодернистский стиль сериала, где не навязываются ответы, смыслы, напротив - мы видим постоянную "отсрочку означивания" (часты фразы, типа: "жаль, нет времени тебе сейчас все объяснить"))) сериал открыт для интерпретаций...
Вместе с тем, наверное можно сказать, что сериал, став настолько популярным, одновременно и профанарует все вложенные в него смыслы. Но, это уж дело восприятия. Что угодно можно обратить в зрелище, лишить смысла.
 
Tags: lost, Юнг, кино, постмодернизм, психоанализ, экзистенциализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments