al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Массдедиа, "принцип реальности" и "свобода"

Ваттимо Дж. "Прозрачное общество.":
"Внутри себя Запад также переживает ситуацию взрыва, плюралистического бума, которому невозможно противостоять и который делает невозможным понимание мира и истории на основе всеохватывающих, все сводящих во единое воззрений.
Именно по этим причинам общество масс-медиа является полной противоположностью общества более просвещенного, более образованного (в смысле Лессинга, или Гегеля, или Конта, или Маркса). Масс-медиа, которые теоретически делают возможным получение информации обо всем происходящем в мире в режиме "реального времени", могли бы в действительности представляться некоей конкретной реализацией Абсолютного Духа Гегеля, то есть совершенного самосознания всего человечества, совпадением между тем, что происходит, историей и осведомленностью человека. 

Но ведь по сути критики гегелевского и марксистского направления, такие, как Адорно, рассуждают, мысля именно в соответствии с этой моделью, и обосновывают свой пессимизм тем, что он не реализуется как следует (в сущности, по вине рынка), или реализуется извращенным и карикатурным образом (как, например, в гомологичном и, возможно, "счастливом" мире - счастливом благодаря "Большому Брату", манипулирующему желаниями).
Но высвобождение многих культур и многих Weltanschaungen, сделавшееся возможным благодаря масс-медиа, опровергает сам идеал прозрачного общества: какой бы смысл имела свобода информации или просто существования множества каналов радио и телевидения в мире, где нормой являлись бы точное воспроизведение реальности, безукоризненная объективность, полное совпадение карты с местностью? В действительности, увеличение наших информационных возможностей по отношению к самым различным аспектам реальности делает все менее понятной саму идею одной-единственной реальности. Возможно, в мире масс-медиа осуществляется "пророчество" Ницше: реальный мир в итоге превращается в сказку. Если у нас и есть идея реальности, то, исходя из нашего существования в си­туации позднего модерна, реальность ни за что не может быть понята как объективная данность, которая находится поверх или по другую сторону образов, преподносимых нам масс-медиа. Как и где мы можем достичь реальности "в себе"? Реальность для нас является скорее результатом переплетения (contaminazione, "заражения" в латинском смысле) многочисленных образов, интерпретаций, реконструкций, ко­торые, конкурируя между собой, и, во всяком случае, без какой-либо "центральной" координации, распространяют масс-медиа.
Тезис, который я собираюсь предложить, сводится к тому, что в общества масс-медиа вместо идеала свободы, построенного по модели самосознания, которое бы себя целиком объяснило, вместо полной осведомленности субъекта о том, как все есть на самом деле (будь этим осведомленным Абсолютный Дух Гегеля или, в соответствии с мыслью Маркса, человек, не являющийся более рабом идеологии), - в том обществе постепенно осуществляется идеал свободы, основанный скорее на колебании, множественности и, в конечном счете, эрозии самого "принципа реальности".
Человек сегодня может, наконец, понять, что совершенная, полная свобода - это не свобода в понимании Спинозы; она не заключается - как об этом всегда мечтала метафизика - в знании необходимой структуры реальности и в приспособлении к ней. Напротив, здесь целиком раскрывается значение философского учения таких авторов, как Ницше и Хайдеггер; оно воплощено в том, что они нам предлагают инструменты для понимания освобождающего смысла завершения современности и свойственной ей идеи истории.
Ницше показал, что образ реальности, устроенной в соответствии с некоторым разумным основанием (призма, через которую метафизика всегда рассматривала мир), есть всего лишь "успокаивающий" миф человечества, еще примитивного и варварского: метафизика - это еще дикий способ реагировать на ситуацию угрозы и насилия; по сути, стремление овладевать реальностью "одним ударом кулака", схватывая (или лишь грезя об этом) основополагающий принцип, от которого зависит все (и, следовательно, обеспечивая себе иллюзорное господство над событиями).
Хайдеггер, двигаясь в том же направлении, что и Ницше, показал, что мыслить бытие как основание, а реальность - как разумную систему причин и следствий, значит всего лишь распространять на все бытие модели "научной" объективности, способ мышления, которому для господства и возможности строго все организовывать необходимо низвести это "все" к уровню чистых представлений - измеряемых, поддающихся манипуляциям, заменяемых, - и, в конце концов, свести к этому уровню и самого человека, и его внутренний мир, и его историчность.
Итак, если вместе с умножением образов мира мы теряем то, что называется "ощущением реальности", возможно, это не такая уж большая утрата. В соответствии с некоей извращенной собственной логикой, мир объектов науки-техники, измеряемых наукой-техникой и поддающихся манипуляциям (мир реального, в соответствии с метафизикой), - этот мир превратился в мир товаров, образов, в фантасма­горический мир масс-медиа. Должны ли мы противопоставлять ему ностальгию по реальности - твердой, единой, устойчивой и "авторитарной"?
Такая ностальгия всегда рискует превратиться в невротическое отношение, в попытку воссоздать мир нашего детства, где семейные авторитеты были пугающими и успокаивающими одновременно.
Но в чем же конкретно состоит возможное эмансипирующее, освобождающее значение утраты ощущения реальности, этой форменной эрозии принципа реальности в мире масс-медиа? Здесь эмансипация состоит скорее в потерянности, отрыве от почвы, которые в наше время являются высвобождением различий, локальных элементов, всего того, что мы можем обобщенно назвать "диалектом". С изживанием идеи некоей рациональности, центральной для истории, мир всеобщей коммуникации взрывается, превращаясь в множество "локальных" рациональностей. Меньшинства - этнические, сексуальные, религиозные, культурные или эстетические - заявляют о себе; и их более нельзя замалчивать и репрессировать, опираясь на идею существования лишь одной истинной формы человечности, которая подлежала бы реализации и пренебрегала бы всеми индивидуальностями - ограниченными, эфемерными, случайными."
Subscribe

  • «Черное зеркало», статья

    Очень мне понравилась статья про сериал «Черное зеркало» на опенлефт, прямо захотелось все-таки посмотреть его целиком. В статье хорошо…

  • Конструирование иных реальностей

    Фридман, Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. Это одно из наиболее близких мне направлений в психотерапии (и…

  • К вопросу о существовании реальности :)

    Для наглядности обращусь к теории Эрика Берна, простой, понятной и довольно емкой, а также к другим теориям. Вопрос о существовании (или…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments