al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

еще немного дзена

вот это мне нравится больше - когда один из будущих Патриархов еще  работал на кухне), произошла такая история:
Хун-жень начал искать преемника и объявил конкурс на лучшее выражение учения в стихах по теме: «дерево Бодхи — зеркало на подставке — пыль».
    Шень-сю, главный монах, которого все считали преемником учителя, не будучи уверен в своем понимании буддизма, анонимно ночью начертал на стене коридора следующие строки:

   Тело — это дерево Бодхи.
Ум — как светлое зеркало на подставке.
Не забывай протирать их постоянно,
Не позволяй им покрываться пылью!

    На следующий день учитель велел зажечь под стихами лампаду, и никто уже не сомневался в его выборе. Однако на следующее утро на стене, рядом с первым появилось новое анонимное стихотворение:
Никогда не было дерева Бодхи,
Ни чистого зеркала на подставке.
В сущности, нет ни единой вещи,
Куда же тогда сесть пылинке? 

  Патриарх, опасаясь возмущения монахов, стер стихи своей туфлей, ночью вызвал Хуэй-нена и, передав символы патриаршества: рясу и чашу для подаяния (принадлежавшие якобы самому Будде), велел затаиться, а затем бежать в горы, пока монахи не успокоятся и не признают его наследником. Хуэй-нен написал знаменитую «Алтарную сутру Шестого патриарха» («Лю-цзу тань-цзин»), являющуюся краеугольным обобщением чаньского понимания философии буддизма.
**********************  
А вот еще  история, в сравнении с которой все эти индейские потлачи выглядят детской игрой, служащей тупому  воспроизводству социальной системы и особенно - ее иерархичности.
Это - знаменитый диалог Бодхидхармы и одного китайского императора из династии Лин (502—549):
После вступления на трон я возводил храмы, переписывал сутры и помогал монахам. Какие заслуги я этим приобрел?
— Никаких.
— Почему никаких заслуг?
— Все это — нечистые устремления к заслугам; при помощи их добиваются созревания ничтожного плода рождения в форме человека или дэва. Они подобны теням, следующим за формами, но сами по себе не являются реальностью.
— Тогда что же представляют из себя подлинные заслуги?
— Это чистое знание, чудесное и совершенное. Его сущность — пустота. Таких заслуг невозможно достичь при помощи мирских средств.
— А каков первый принцип священной истины?
— Беспредельная пустота и ничего святого.
— Кто же тогда стоит предо мной?
— Не знаю.

    
Tags: буддизм, дзен
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments