al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Постмодернизм и Юнг

Есть ли точки пересечения у постмодернизма и Юнга? А, быть может, Юнг вообще был скрытым (неосознаваемым) постмодернистом? Но моей целью не является "навешивание" ярлыков, типа "Юнг - постмодернист" или "Юнг - антипостмодернист". Гораздо интереснее попытаться, так сказать, проверить оба дискурса на гибкость и не быть подверженным стереотипам восприятия...

В конце концов :) сам Бодрийяр говорил - мы живем в эпоху всеобщей дисперсии...

Ну что ж, дисперсия, так дисперсия.

Вначале несколько слов о Юнге. С первого взгляда может показаться, что у его идей вообще ничего нет общего с постмодернистским дискурсом. Я думаю, это не так. Формулировки многих даже базовых идей Юнга часто противоречивы и туманны, а нередко просто парадоксальны. Очень многое может пониматься и так, и эдак, причем едва ли не противоположным образом. Скорее всего сам Юнг намеренно излагад свои мысли именно таким образом. Он осторожно относился к возможностям науки, особенно применительно к психологии, он рано разошелся с позитивизмом Фрейда. "Всякая психология это личное признание", "Теории в психологии - это сам дьявол" - писал он.

"То, чем мы представляемся нашему внутреннему взору, и то, что есть человек sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности. - лат.), может быть выражено только через миф. Миф более индивидуален и отражает жизнь более точно, нежели наука. Она работает с идеями, слишком общими, чтобы соответствовать субъективному множеству событий одной единственной жизни."

Юнг считал миф более подходящим для отображения и выражения психической жизни человека. При этом он подчеркивал, что миф должен не превращаться в догму. в нечто фиксированное, рационалистическое (что означает его смерть), но оставаться живым, способным к изменения, развитию. С этих позиций он много критиковал христианство.

Из его "Воспоминаний..."

"Психика не может выйти из себя так же, как не может постулировать какие бы то ни было абсолютные истины, поскольку именно в ее полярности заложена их относительность. Когда психика провозглашает абсолютную истину, например, «Абсолют есть движение» или «Абсолют есть нечто единичное», она неизбежно попадается на одном из своих противоречий. Ведь с равным успехом можно утверждать: «Абсолют - это покой», или: «Абсолют суть все». Как только психика выбирает одну сторону, она разрушается и теряет способность к познанию. Вследствие невозможности рефлексии она превращается в некую последовательность состояний, каждое из которых стремится занять главенствующее место, так как других не учитывает (или пока не учитывает)."

У Юнга также есть довольно интересная глава в "Психологических типах" - "Номинализм и реализм", посвященная проблеме универсалий и имеющая самое прямое отношение к вопросам, которыми занимается постмодернизм.

И, наконец, Юнг видел в глубинах бессознательного мощное творческое начало. Бессознательное способно бесконечно порождать многообразные символы, ни один из которых не может исчерпать всех его возможностей и эти символы никогда нельзя однозначно и рационалистически проинтерпретировать (ср. с мнением Фуко о проблеме интерпретаций). Воображение, по Юнгу является главной психической функцией, более значимой, чем остальные 4, описанные им. Воображение и способность к творчеству имманентны психике человка, а не выводятся редуцирующим методом из конфликтов и других влечений, как это часто бывает в психоанализе.

И как тут опять не вспомнить Фуко, рассуждавшего о логофилии и логофобии, а также о семантической безграничности дискурсивной среды?

И что еще важно - Юнг не был подвержен тому "вирусу прозрачности" , о котором так сильно писал Бодрийяр. Юнг прекрасно знал о последствиях "исчерпания девяти миллиардов имен бога". Если уж кто не знал, так это Фрейд и большинство его последователей...

Тема вообще большая, неодноначная, спорная... Это так, наброски...

P.S. Еще наброски. Вот любопытная статья "Юнг и Деррида..."
И, как мне кажется, сам постмодернизм глубоко архетипичен. Т.е., постмодернизм выражает очень глубокие тенденции в человеческой психике. 
Сейчас говорят о "закате метанарраций", но, по сути, метанаррации никогда и не доминировали в большом масштабе. Да, были попытки установить их власть, часто кровавые попытки; их пытались распростанить на как можно большие территории, но это все неизменно рушилось. Многообразие было всегда. Даже в универсалиях :)
Поэтому те, кто пытается полностью дискредитировать постструктурализм и постмодернизм, как мне представляется, идут просто против важнейших психологических тенденций...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments