al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Earthlings/Земляне

На torrents.ru есть нормальный перевод. Страшный, шокирующий, но достаточно умный фильм. (за наводку - спасибо foul_cherry ). Прежде всего, там подведена "идеологическая" основа - идет критика именно расизма человечества (всего, в целом, как вида), при этом неплохо раскрывается суть этих явления (расизм, нацизм). Конечно, эти явления многомерны и их можно (и нужно!!!) анализировать с разных сторон, используя разные подходы, но, то, как это было сделано в фильме - вполне нормально, особенно в данном контексте.
Какая-либо группа захватывает правящие позиции, получает силовые рычаги и начинает считать свои интересы (и вообще самих себя) выше всех остальных; кроме того эта "группа" (или - вид) начинает использовать всех остальных исходя их своих интересов и целей, не принимая во внимание интересы последних. Если выражаться просто - то так все представлено в фильме. И совсем нетрудно заметить что линий подобной дискриминации - не так уж мало. Помимо хорошо известных линий, проведенных, напр., на основании расового или полового признака, человечество является настоящим расистом по отношению к животным и, в целом, природе, которых он также использует, считая себя "выше" всех.
Добавить хочется вот что.
 Когда я смотрел на абсолютно жуткие кадры обращения с животными, я хорошо понимал, что человек таким вот образом воспроизводит то отношение, которое он испытывает в себе, а так же те условия, в которых он живет. И я уж конечно имею ввиду не только работников скотобоен и пр., но вообще всех, человечество. Человек - решительно во всех обществах - является вещью, винтиком, функцией, бироботом, он используется (Системой, строем, Матрицей, Мегамашиной, правящим классом, какой-либо социальной группой - тут важно понять принцип отношений) лишь как интструмент, т.е. функционально, операционально, технологически, для повышения "эффективности" (не важно чего - экономики, роста капитала, прибыли капиталиста, док-ва "большей эффективности системы" и т.п.), и все это происходит без учета его собственных интересов, он просто программируется и из живого существа превращается в биробота-зомби. Отличия этой ситуации от скотобоен и от фабрик по пр-ву кожи конечно есть. Человек нечасто сейчас испытывает физические муки перед смертью (конечно, если он не тяжело болен и если у него нет денег на лечение), но есть и такие очевидные различия. Человек, в этой ситуации, ничего не обещает ни животных, ни рыбам. В социуме же, в культуре мы постоянно видим радикально иную ситуацию, мы все живем в ней - человеку говорят ("анонимное общество", родители, в школе, по ТВ), что он живой, говорят об уникальности и ценности жизни и пр. (щас, правда, человеков называют еще и "капиталом", причем, "особо ценным"))), о свободе даже какой-то говорят, но... потом-то все сталкиваются с другим, неявным коммуникационным посылом, который отменяет первый, или, во всяком случае, создает ситуации невозможности распознания истинности либо ложности первого (когда тебя называют живым). Это - мощнейший и всепроникающий даблбайнд (я имею ввиду теорию Бейтсона). Ну и конечно же начинается беспредельная патологизация. Это - крайне деструктивная ситуация. В том числе, и в следствии этого, человек приобретает такую деструктивность, начиная разрушать все вокруг (часто опять-таки неявно, медленно - как алкоголик может очень долго себя разрушать).
Согласно психоаналитической гипотезе, человек, переживший насилие (любое, в т.ч. и психологическое) над собой, далее может идентифицироваться с агрессором и начать воспроизводить насилие по отношению к другим. Если человек сам превращен в инструмент, в вещь, в функцию, то он будет стремиться относиться точно так же и ко все остальным (при этом, правда, часто такое отношение маскируется под "любовь к детям", или к кому-то другому, под "заботу").
Здесь же будет полезна идея Фромма о садомазохистском характере. Преклоняясь какой либо силе (неважно где она - внутри, вовне; это м.б. - Бог, природа, Закон, Логос, Система, строй, общество, человек, идея, идеология...), подчиняясь ей, человек с садомазохистским характером неизбежно будет искать себе жертв - тех, кто будет "ниже" него, над кем он может властвовать и издеваться, ненавидеть, использовать. Ясно, что свои зависимости обычно осознают и избавляются от них лишь единицы... Поэтому-то людям психологически так нужна "теория эволюции" - с ее помощью рабы системы, рабы строя и социума могут тешить себя иллюзией, что они выше природы, выше животных, что они - "на вершине эволюции"... Бедные, бедные киборги... :) Они лишь снимают фильмы и смотрят про то, как "киношные киборги" поднимают восстания против Отца-Человека :)
И тут так же сложно не вспомнить другую фроммовскую идею - о биофилии и некрофилии, и о соответствующих характерах. Я глубоко убежден, что если бы в нашей цивилизации доминировала бы биофильская отриентация, а не некрофилиская, или садистская (другой тип характера, по Фромму), то и отношение человеку, и отношений к природе, к животным, было бы радикально другим. Биофил, человек чувствующий и понимающий жизнь во всех ее проявлениях, любящий ее, ориентированный на бытие, а не стремящийся обладать жизнью, живыми существами как вещью, не превращающий жизненный процесс в мертвые понятия или идеи, в осадок,  фетиш (выделить, вычленить "жизнь" из целостного процесса, пытаться удерживать ее, владеть, продавать, использовать для власти - сколько примеров этого можно увидеть!), просто не сможет относиться к природе, к животным, к людям вот так - инструментально, как к вещи.
Другая интересная мне тема - это общество потребление и некрофилия. Ведь во многом подобное варварское отношение к животным и к природе связано с ростом общества потребления (в 1930г., за целый год, в США потреблялось столько мяса птицы, сколько сейчас - за день), точнее - гиперпроизводства и гиперпотребления, и с самовоспроизводством этой Системы, где человек  уж точно - винтик.
В фильма предложена неплохая "модель" для обретения идентичности - МЫ ВСЕ ЗЕМЛЯНЕ, т.е. и животные, и птицы, и рыба, вся фауна. Сейчас уже недостаточно ощущать свою принадлежность к человечеству (избавиться от дискриминационных линий внутри человечества, как вида) - это ведет к дискриминации тех, кто оказался "за чертой" человечества и "человечности" (а "слишком человечное", доведенное до крайности и возведенное в фетиш, неизбежно чревато энантиодромией, см. Гераклита-Юнга, т.е. обращением в свою противоположность). В произведениях фантастики мы постоянно видим инопланетян-расистов, поэтому и эта модель не идеальна, но пока мы никого не встретили в космосе и рано пока говорить о "детях Космоса")))
А вообще, по поводу "расизма человечества", и вообще расизма (например, под прикрытием кода "нормальности) - это у Бодрийяра в Символическом обмене - очень мощно, очень...
И последнее. Фильм очень тяжелый, шокирующий - и это может подогревать нежелание вообще говорить о думать об этих проблемах. Типа, "ну мы и так все, в целом, знаем, зачем смотреть жуткие кадры - изменить все равно ничего не сможешь". Тут не все так просто.
От позиции "не смотреть, не говорить" - лишь очень  маленький шаг к позиции "не думать", а далее - такие же маленькие шаги к тому, чтобы "забыть", вытеснить и, что, еще более важно - способствовать и участвовать ("вольно-невольно", уже не в этом дело). И тут воспроизводятся, судя по всему, паттерны детско-родительских отношений. Ребенок, сталкивающийся с неадекватностью родителей, с их внутренней патологией или невротичностью, которая выливается на него, не имеет возможности сказать, заявить об этом, далее он научается не думать об этом (т.к. для его психики невозможно жить с полным осознанием деструктивности родителей), идет расщепление психики, полным ходом работают компенсаторные и защитные механизмы, вырабатываются "спасительные" черты характера, привычки, "новые" желания, интересы, реакции, т.е. личность и психика - деформируется, "адаптируется". Ребенок начинает не "не обращать внимание", а "делать вид", что чего-либо просто нет, учиться принимать черное - за белое, власть и подавление - за любовь и заботу. А потом он будет искать и создавать точно такие же отношения с другими людьми, в своей семье. Вовсю работать проективная идентификация, он будет создавать вокруг патогенные отношения.
...И крайне сложно понять, как что-либо можно изменить. Расизм пронизывает все человечество, вне зависимости от социально-экономической системы. Капитализм гораздо больше связан с расизмом, он - прямо его порождает, капитализм невозможен без расизма, ту надо избавляться от опасных иллюзий. Но и те страны, в которых формально существует социалистический строй - мало чем пока отличаются в этом отношении. Но социализм содержит в себе предпосылки, возможности преодоления. Пресловутая "восточная духовность", восточное "мировоззрения" - да об этом просто смешно говорить, симулякры. Везде всегда была одна и та же жуть.
В любом случае, полагаю, среди первых шагов должно быть по крайней мере осознание всех этих проблем, способность анализировать, обсуждать. И это не смотря на все известные опасности современно медиатизированного общества, с его механическим воспроизводством дискурсов, диспутов, идей, информации, образов, знаков и зрелищ.
А другой вариант - это одна из форм апокалипсеса. Может, кстати, так и лучше. Тогда - фатальные стратегии? :)
 Ведь тут ощущаешь себя в этой же ситуации даблбайнда - и говорить нет смысла, и не говорить - тоже бессмысленно, и говорить о чем-то другого - бесполезно. Или - вроде видишь посыл - надо обсуждать, а потом чувствуешь и другие, из которых не понятно, как относиться к первому; наоборот -такая же история. Выход, в общем виде, в возможности озвучить вот именно эту проблемы, и выходе на другой метауровень.
 

Tags: Бейтсон, Бодрийяр, Фромм, безумие, психоанализ, система, цивилизация, экология
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments