al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Ф. Капра о сетевом обществе и глобальном капитализме

Книгу Капры "Скрытые связи" можно без проблем найти в сети, здесь же  отдельно выложена глава из нее "Сети глобального капитализма", для понимания смысла которой требуются хотя бы общие представления о теории живых систем.
Одно из достоинств этой книги - последовательное и развернутое изложение вИдение процессов и тенденций, происходящих в современности. Ну а дальше - дело за интерпретациями и развитием этих идей.
"В электронно-управляемом глобальном казино финансовые потоки не подчиняются какой-либо рыночной логике. Рынки постоянно подвергаются манипулированию и трансформациям вследствие применения просчитанных на компьютере стратегий, субъективных ощущений влиятельных аналитиков, их потрясают политические события по всему миру и главное — непредвиденные возмущения, вызванные сложным взаимодействием потоков капитала в этой существенно нелинейной системе. Такие по большому счету неконтролируемые возмущения играют в ценообразовании и рыночных тенденциях столь же весомую роль, как традиционные факторы спроса и предложения [20].
...В свете сказанного представляется небезынтересным применить к анализу этого феномена системное понимание жизни. Новая экономика представляет собой глобальную метасеть сложных технологических и человеческих взаимодействий, охваченную множественными существенно неравновесными обратными связями, которые порождают нескончаемое разнообразие эмергентных феноменов.
Своей созидательной способностью, приспособляемостью и когнитивными качествами такая система, безусловно, сходна с живыми сетями, однако она не отличается устойчивостью, которая также относится к числу важнейших качеств живого. Информационные цепи глобальной экономики работают на таких больших скоростях и питаются столь огромным количеством источников, что постоянно откликаются на информационные возмущения, а в результате вся система выходит из-под контроля.
   Постоянно нестабильными могут стать и живые организмы или экосистемы, но в таком случае они рано или поздно исчезают с лица земли вследствие естественного отбора. Выживают только те системы, которые обладают внутренними стабилизирующими процессами. В глобальной же экономике источником таких процессов должны стать человеческое сознание, культура и политика. Иными словами, чтобы стабилизировать новую экономику, нам необходимо разработать и ввести в действие некие регуляторные механизмы. Как резюмирует Роберт Каттнер, редактор прогрессивного журнала «Америкэн проспект», «ставки просто-напросто чересчур высоки, чтобы позволять спекулятивному капиталу и колебаниям валютных курсов определять судьбу реальной экономики» [26]."
К сожалению, надежды на сознание, культуру, а тем более - политику - представляются все более иллюзорными. Сознание, разум используется подавляющим большинством лишь для более "успешной" "адаптации" (адаптация - один из глупых терминов, ставших симулякрами, и требующих пересмотра или...забвения)) к существующему порядку вещей.
Разум, мышление используется подавляющим большинством лишь для подсчета либо выгодности покупок (скидок, бонусов, потребительских кредитов), либо для определения выгодности производства. Задуматься хотя бы о том, что стремительно нарастающие темпы роста гиперпроизводства и гиперпотребления (+ рост населения и + рост много чего еще) на планете с  ограниченными  ресурсами ведет прямо к катастрофе - люди почему-то не в состоянии.
"Мировой рынок как автомат
   Если говорить об экзистенциальном человеческом уровне, то наиболее тревожной из черт новой экономики, пожалуй, является то, что ее облик в весьма существенной степени определен машинами. Так называемый «мировой рынок» на самом деле никакой не рынок, а сеть машин, запрограммированных сообразно единственной и исключающей все прочие ценности — добыче денег ради денег. По словам Мануэля Кастеллса:
Возможно, именно процесс финансовой глобализации привел к тому, что мы создали в центре своей экономики автомат, который в весьма значительной степени обусловливает нашу жизнь. Страхам человечества по поводу машин, обретших власть над миром, похоже, вот-вот суждено сбыться — не в виде вышедших из повиновения роботов или следящих за каждым нашим шагом правительственных компьютеров, а в виде электронной в своей основе системы финансовых операций [27].
   Автомат этот не подчиняется логике традиционных рыночных законов, а динамика инициируемых им финансовых потоков сегодня не подвластна контролю со стороны правительств, корпораций и финансовых институтов, сколь бы могущественны они ни были. Вместе с тем, поскольку новые информационные и коммуникационные технологии отличаются большим разнообразием и точностью, эффективное регулирование глобальной экономики технически возможно. Это вопрос в первую очередь не технологии, а политики и человеческих ценностей [28]. И ценности эти могут меняться — это ведь не законы природы. В те же самые электронные сети финансовых и информационных потоков могут быть встроены иные ценности
."
********

Вот это очень неплохо, как и местами далее. Сети, сети... Это очень сложная тема.
А  насчет возможности встроить некие "ценности" в эти сети - это тоже иллюзия. Кто будет встраивать-то? Те, кто подчинены сетям - не пойдут против "гомеостатического" состояния этой Системы, а те, кто не избежал их порабощающего влияния, вряд ли имеют действенных способов влиять на сети... :) Да и мало их просто. Пока, во всяком случае.)
И там еще неплохо про криминальные сети, экологию, политику и пр.
Только вот радикализма ему нехватает. Хотя, быть может, он просто стремиться быть услышанным большей аудиторией, а радикализм любого толка может отталкивать.
Лично я не вижу никаких возможностей для реформирования капитализма. НИКАКИХ.  Кстати, эти выводы довольно легко можно сделать и их "каприанского" изложения сути проблем. Да и из той же теории живых систем.  Кстати, и почему этого не видят сторонники этой теории? Не из-за гипноза ли "сложившегося положения вещей", т.е. той Системы, в которую они погружены? Ведь прекрасно же известны внутренние противоречия капитализма,  описанные еще Марксом и Энгельсом. Это - противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов. Где такое можно видеть в "живых системах", в природе, в экологии? А частная собственность? И ведь как раз именно эти факторы открывают возможности для безудержного роста прибыли и капитала, для выстраивания экономики под эти цели, а также для создания  общества, основанного на дискриминации и эксплуатации.  "Капитализм с человеческим лицом" - это даже не фантастика, это симулякр какой-то.  Т.е., катастрофические противоречия заложены в самой природе капитализма, они структурны, имманентны. Я уж не говоря об историческом контексте, т.е. о вопросе происхождения капитализма и капитала.
Возникает конечно вопрос об альтернативах. И он тоже сложен.
Но, мне кажется, те ценности,Которые имел ввиду Капра, вполне можно было бы встроить в социалистическую систему, где просто отсутствуют вышеназванные противоречия.  Проблема и в том, как построить эту систему, следуя лишь экономической схеме и сваливаться в другие крайности, которые были свойственны социалистическим обществам прошлого.  Для меня несомненным является и то, что одного марксизма уже просто недостаточно для каких-то позитивных перемен. 
Tags: Капра, капитал, сеть, система
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments