"в «Злом демоне образов»... говорится о том, что фильмы катастроф маскируют мета-
физическое желание:
Всего больше мы желаем того, что выходит за пределы человеческого измерения,
мистерии предшествующего или последующего: какой будет земля, когда нас здесь не
будет? Словом, мы мечтаем исчезнуть и взглянуть на мир во его бесчеловечной чистоте
(которая не является природной)
Все эти фильмы катастрофы, вкупе с контекстом, вызывали у меня подобные догадки, а уж - "Жизнь после людей" - и подавно.
Тут конечно - тема причины и следствия, но...нет возможности писать что-то об этом, бессмысленно. Что-то смутно улавливается, но выражать это...)))
"Как симулякры, образы пред-шествуют реальности, переворачивая причинный и логический порядок реальности и еѐ
воспроизводства1"
Это заявление можно прочесть как развитие заявленной в «Фатальных стратеги-
ях» идеи о «прецессии моделей, прецессии симулякров по отношению к самим вещам,
чьѐ явление они вызывают различными способами». Бодрийяр не останавливается на
этом. В очередной раз обращаясь к юмовой критике закона причинности, он спросил
свою аудиторию:
Что касается антиципации реальности образами, прецессии образов и медиа по от-
ношению к событиям, когда связь между причиной и следствием нарушается и уже не-
возможно сказать, что чему следствие, — разве не является лучшим тому примером
утечка радиации в Харрисбурге, «реальное» происшествие, случившееся вскоре после
выхода «Китайского синдрома»?2
Вскоре Бодрийяр ответил на собственный вопрос, скромно заметив, что совпаде-
ние между фильмом и реальностью можно легко интерпретировать, обратившись к
контагиозной магии:
Если не касаться магических связей между симулякром и реальностью, совершенно
ясно, что «Китайский синдром» связан с «реальным» происшествием в Харрисбурге, не
каузальной логикой, но теми отношениями контагиозности и невысказываемой аналогии,
которые связывают реальность, модели и симулякры: индуцирование ядерного инцидента
в Харрисбурге фильмом соответствует, что уже настораживает, индуцированию инциден-
та телевидением в фильме. Странная прецессия фильма реальности, самая поразительная
из тех, что мы видели: реальность, буквально следующая симулякрам… реальность, столь
хорошо подготовленная фильмом, что производит симуляцию катастрофы3
. Это смелое применение фрейдовской теории магии к современным медиа и со-
бытиям совмещается с бодрийяровской антиномией развития в «Фатальных стратеги-
ях». Он признаѐт за «контагиозными отношениями» такую же метафизическую состоя-
тельность, как и за общепризнанной «каузальной логикой». "
Философия магии Жана Бодрийяра
Джонатан Смит
.