al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Медиапсихология. ТВ и насилие

В сборнике "Проблемы медиапсихологии" есть статья Ениколопова "Средства массовой коммуникации и насилие ". Статья, если не выходить за (неслучайно) узкие рамки подобного мышления, - неплоха. Ссылки на весьма серьезные исследования, в т.ч. и лонгитюдные, взвешенный подход, попытка нелинейного мышления - не все так просто, то есть. Но не хочу ее пересказывать.
Просто все эти рассуждения, мягко говоря, провисают, если тема "ТВ и насилие" выдергивается из более общего контекста и рассматривается без попыток понять природу как самих медиа, так и современного общества. Поэтому в  подобных дискуссия (в озабоченности именно этой темой) я вижу лукавство и лицемерие.
Почему не уменьшается доля насилия и агрессии в кино, по ТВ, в играх? Да нужно это все обществу с целью канализировать агрессию,  вызванную куда более серьезными причинами, лежащими в основании самого общества. Агрессия и насилие превращается в потребленное насилие, в зрелище, в знак.
Смешно все-таки выглядит, когда серьезные психологи (как-бы)) пытаются понять причины "асоциального поведения". Но они - люди Системы, тут все понятно.  Тем самым они уходят ( и уводят) от анализа причин "просоциального" поведения (термин из статьи), как и от понимания природы "социализации". А все, в общем-то, довольно просто.  Социализация, "просоциальность" - это лишь один из видов дрессировки. Принуждение к "позитивности", "социальной адаптации", к идеалам современного общества - к изобилию, потреблению, безопасности, к ощущению росту "всех благ" - все это лишь новые виды дрессировки, это - программирование, по сути.  Поэтому-то современные общества "изобилия", "демократии" и "свобод личности" никак и не могут решить проблему насилия, т.к. в них работают просто новые, закамуфлированные механизмы принуждения. Кстати, само ТВ, а также весь массмедийный монстр постоянно осуществляет скрытое насилие даже в самых "мирных" фильмах и передачах (фашизм ЗНАКА!!!) . Все это и порождает у индивидов  "слепую" неконтролируемую агрессию и желание насилия, которые они (как и их причины),  как правило, пытаются отчаянно вытеснить,  а общество "заботливо" помогает "сублимировать" эту естественную защитную реакцию в потребленное насилие (а так же убаюкивая индивида при помощи органов соцзаботы).
А далее, (это - из другой статьи, получше))  "«мирная» повседневность постоянно подпитывается потребленным насилием, насилием, «содержащим намек»: сюда относятся различные факты убийства, революции, атомная или бактериологическая угроза (весь апокалиптический материал средств массовой информации). Мы видели, что близость насилия с навязчивостью безопасности и благосостояния не случайна: «красочное» насилие и умиротворение повседневной жизни гомогенны между собой, потому что оба абстрактны и живут мифами и знаками. Можно бы поэтому сказать, что насилие наших дней передано повседневной жизни в гомеопатических дозах - как вакцина против неизбежности, - чтобы устранить призрак реальной хрупкости этой умиротворенной жизни, ибо не призрак нехватки преследует цивилизацию изобилия, а призрак хрупкости."
Изобилие - это не свобода, это - рабство. Хотя бы потому, что оно требует рабского труда по его производству и постоянной привязке к Матрице; потребление - это тоже ведь труд, становящийся все более изощренным.
...бесполезно порицать и ныть, как это делают все критики, по поводу «фатальности» насилия, «стечения сложных обстоятельств», насчет возможной моральной и социальной профилактики или, наоборот, призывая к патерналистской сверхтерпимости. («Хорошо, что молодежь дает выход своим инстинктам».) Некоторые сожалеют о времени, «когда насилие имело смысл», старое доброе насилие, воинственное, патриотичное, полное чувства, рациональное в своей основе, - насилие, санкционированное целью или причиной, идеологическое насилие и индивидуальное насилие бунтовщика, которое подчеркивает индивидуальный эстетизм и могло бы рассматриваться как одно из изящных искусств. Все хотели бы свести новое насилие к старым моделям и лечить его известными средствами. Но нужно видеть, что насилие структурно связано с изобилием. Вот почему оно необходимо, всегда неизбежно и так соблазнительно для всех, хотят они того или нет, потому что оно укоренено в самом процессе роста и увеличенного потребления, в которое теперь включен каждый. Время от времени внутри нашей замкнутой вселенной насилия и потребленного душевного спокойствия появляется новое насилие, которое на виду у всех вновь берет на себя часть утраченной символической функции, причем очень ненадолго, прежде чем самому превратиться в объект потребления.
А психологи там лонгитюдные исследования проводят, ага. :)
Кстати, Фрейд улавливал глубину и сложность этой проблемы ("Неудовлетворенность культурой"), но не смог ее развить, он тоже промазал тогда хорошо)
Вот другая статья, получше. :)   

Tags: Бодрийяр, ТВ, массмедиа, насилие, психоанализ
Subscribe

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Страх незначительности

    Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например: «Я в рейтинге,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments