al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

футбольно-дзенское :)

Швейцарский арбитр Массимо Бузакка, приглашенный отсудить игру в Катаре,  помочился в штрафной площадке прямо в ходе матча. В одном из эпизодов игры мяч ушел на угловой, Бузакка свистнул, зафиксировав это, тут же полез в спортивные трусы и справил малую нужду.
Но, как и следовало ожидать, далеко не все смогли  отказаться от буквалистского восприятия разглядеть все возможные смыслы этого шага.
Лично я конечно не имею представления, что там было в голове у арбитра, но его...перфоманс))) уж больно резонирует с моим нынешним отношением к спектаклю, именуемым футболом, как и к аналогичным явлениям "нашей" общественной жизни :)
Мне также неизвестно, является ли Бузакка последователен дзен, но...что-то дзенское в этом поступке все же увидеть можно (возможно, это - неосознанный дзен, спонтанный))). И мне все это напомнило следующую дзенскую историю:
Когда Хякудзе Экаю предстояло решить, кто станет его преемником, то есть главой монастыря Та-куэисян, он назвал двух самых способных учеников и, показав им кувшин, который обычно носит с собою буддийский монах, сказал: "Не называйте это кувшином, однако скажите мне, что это такое?" Первый ученик ответил: "Это нельзя назвать куском дерева". Настоятель не счел такой ответ вполне удовлетворительным. В свою очередь второй ученик вышел вперед, легким толчком опрокинул кувшин и, ничего не говоря, вышел из комнаты. Он и стал впоследствии учителем 1500 монахов, так как выбор пал на него.
:) Непередаваемая дзенская легкость!
Эту историю можно было бы модифицировать примерно так:
Перед монахами, севшими рядом с футбольным полем, поставлена задача: "Не называйте это футболом , однако скажите мне, что это такое?" . Далее - ясно :))))
В дзене (и в буддизме) ученикам постепенно помогают освободиться от "слишком серьезного" отношения ко многим "важным" вопросам, от привязанности к ним (к нирване, к Будде, к попыткам интеллектуально все понять и пр.).
В данном случае можно тоже уловить попытку легкого отношения к тому, что стало слишком серьезным и значимым а ранее было пустой забавой, времяпрвождением или простоспособом дать себе физ.нагрузку. А сейчас мы видим трансфутбол, в который въелись интересы капитала, политиканов и идеологий.
Вот и остается - просто нассать на симулякр. Сходить "по-большому" прямо там - это было бы чересчуп, это указывало бы тоже на слишком серьезное отношение (анальная агрессия))), а вот "по-маленькому" - это как раз то, что надо. :)
...Когда-то давно, когда я еще испытывал некоторый интерес к футболу, я, с товарищем, был в Лужниках на матче нац.сборной и один из самых запомнившихся эпизодов была церемония исполнения гимна. Эту было жутковатое впечатление.  Без шуток. Поднялся весь заполненный стадион "Лужников", тогда он вмещал еще тысяч 90. Мы вдвоем не встали, и я  конечно не знаю, были ли мы одни такие. Какой поразительный пример дрессировки масс - встали-сели, по звуковому сигналу (или, можно сказать, подчиненные бессознательному сговору). На что они они еще способны по сигналу? А рядом с футболом - всегда же агрессия, активация архаических примитивных механизмов, типа "свой(друг)-чужой(враг)". Раньше языческие воины забавлялись пиная головы поверженных врагов, так, вероятно, и зародилась игра в мяч - сейчас же футбол и спортивные игры являются метафорическим выражением отрубания и пинания сознания-мозга, отвечающего за мышление, индивидуальность и индивидуацию ...)))  А все эти гимны, флаги и прочая символика - чем она отличается от известных атрибутов жизни "примитивных" сообществ? И чем принципиально эти встающие и садящиеся по сигналу массы, бьющиеся потом в неистовстве (из-за чего???) отличаются, например, от марширующих фашистских дивизий, послушно вскидывающих руку? Все та же отключка сознания, полное подавление способности критически и самостоятельно мыслить и действовать, полное растворение в массе, эго полностью подчиняется бессознательному.
Не знаю, как тут может помочь дзен. Какая уж тут "пустотность" (Дзесю спросил однажды один монах: "Все вещи сводятся к единому, к чему же тогда сводится единый?" Учитель ответил: "Когда я был в районе Чин, на мне была ряса, которая весила 7 чин". Это одно из самых замечательных высказываний, которое можно было только услышать от учителей дзэна.)
  Современное общество "уверенно" идет по пути все более сильной связанности индивида, он  привязывается к деньгам, вещам, собственности, социальным ролям, мертвым догмам, или вот таким зрелищам-спектаклям, типа футбола, олимпиад...
...Сэйкэй спросил Суйби Мугаку: "В чем заключается основной принцип буддизма?" "Подожди, – сказал Суйби. – Когда мы останемся одни, я тебе скажу". Через некоторое время Сэйкэй снова обратился к нему: "Ну вот теперь мы одни, умоляю тебя, объясни". Суйби встал и повел сгорающего от нетерпения Сэйкея в бамбуковую рощу, но так ничего и не сказал, а когда последний настоятельно потребовал ответа, он шепотом промолвил: "Какие высокие эти деревья, и какие маленькие те, вон там"...
  
Tags: антиспорт, буддизм, дзен, провокации, психоанализ, система
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Стивен Кинг «Позже»

    Я воспринял «Позже» как социальный роман. И только этим он мне и понравился. «Позже» - один из последних романов Стивена…

  • Как разговаривать с мудаками ч.2

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Как разговаривать с мудаками. М. Гоулстон

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments