al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"хищные вещи века". психоаналитическо-бодрийяровское)

Ролик об "истории предметов потребления". В общем - неплохо, в смысле того, что доступно, просто и визуально)))
Там конечно ничего не говорится о более глубоких причинах такой ситуации, как и о путях построения "нового общества", но для такого ролика это было бы уже слишком)))
Если бы этот ролик посмотрела телевизионная аудитория, то, быть может, кто-то и смог бы хоть немного дистанцироваться от мнимых очевидностей, от собственного бессознательного жизненного сценария, от "своих" потребностей :)
Опять-таки, не хочется впадать в психоаналитический редукционизм, но уж больно хорошо психоаналитический дискурс многое объясняет, хотя и далеко не все.
Индивид-обыватель действительно психологически очень мало отличается от ребенка, даже от младенца (а часто отличается в худшую сторону).  Ведь маленький ребенок просто не может задумываться о том откуда, к примеру, берутся игрушки и вещи, которыми он пользуется, он еще долгое время воспринимает их примерно как несколько ранее материнскую грудь с молоком, это все нужно лишь для удовлетворения его потребностей, он эгоистичен и просто не способен на понимание внутреннего мира родителей и устройства мира. Только вот ребенок не может это сделать по естественным причинам, а взрослый - не хочет.  Вот и получается, что мир для обывателя - эта огромная материнская грудь, а чтобы поучать молоко и игрушки, ему нужно просто слушаться и "делать, что говорят" (материнская любовь подменяется симулякром "заботы" "государства"). А все это - регресс, глубочайший психологический регресс, который, в частности, и порождает деструктивность (Фромм). Тут и Бодрийяровские идеи о символическом обмене и даре-отдаривании хорошо вспомнить, как в связи с психоанализом, так и без него. Что из чего следует - не так уж и важно здесь. Да, картина, где цивилизация  (государство, общество) замещает образы подавляющих родителей (семьи, матери) и постоянно одаривает индивида своей "заботой", "благами", "безопасностью", вещами и пр., блокирует (как и родители) возлжность "контрдара" (который бы уравновесил отношения), переведя индивида в состояние пассивно воспринимающего, потребляющего (потребление замещает символический обмен) - эта, эта картина впечатляет.  Но, быть может, такие вот патологические детско-родительские отношения вытекают из, условно говоря, нарушения способности к символическому обмену, подразумевающему отдаривание и более глубокие взаимосвязи - быть может это все имеет отношение к принципам организации живых систем?

Tags: Бодрийяр, живые системы, капитал, потребление, психоанализ, система
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments