al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Бессознательное. Личный миф

Итак, чтобы сейчас я мог сказать о бессознательном, после знакомства со стольразными ммифами-теориями о нем и на основании свеого личного опыта? Какой собственный личный миф (или симулякр) о бессознательном я бы смог сформулировать сейчас.
Один из главных выводов - бессознательное социально, насквозь социально.  Идеи о каких-либо врожденных структурах, архетипах, влечениях - все это не только не доказуемо и не проверяемо никаким образом, но и выступает своебразной уловкой, т.к. служат приманкой для любителей обнаружения "истины".
Тезис о социальности бессознательного не следует рассматривать упрощенно. Что такое социум? Это - не просто непосредственное окружение, влиящее на человека и программирующее его поведение. В данном случае под социумом я имею ввиду всю человеческую культуру, рассматриваемую как грандиозную систему, а в каком-то смысле - как живой организм, чуть ли не с каким-то мистическим оттенком. 
Бихевиористы пытаются проводить своли эксперименты в замкнутых пространствах, пытаясь отгородиться от всех ненужных им составляющих культурной среды. В жизни же это невозможно.
Культурная среда - это не механический набор чего-то там, каких-то безжизненных элементов. Она обладает способностью к творческому саморазвивитию  и изменению, правда очень небыстрому. Поэтому те, кто казалось бы идут против каких-то конкретных исторически обусловленных  социальных условий, они , на самом деле, в каком-то смысле являются проводниками тех тенденций и сил культурной среды, которые  и осуществляют эту самую трансформацию.
Но социум надо просто научиться смотреть несколько иначе, чем мы зачастую привыкли. Подавляющие родители, насквозь репрессивная школьная система, навязываемые жесткие культурные стереотипы и традиции, множество изощренных манипуляций ото всюду - все это есть... Но есть не только это. Есть еще богатейший опыт накопленный  всей цивилизаций, во всех сферах. Другое дело раньше, когда доступ к нему был весьма ограничен. А сейчас? Сейчас надо просто открыть его для себя, открыться ему, и он откроется для тебя.
Как говоил Фуко, дискурсивная среда обладает способностью к безграничному творческому созданию новых дискурсов. И можно ведь поучавствовать в этом процессе.
Что же касается собственно бессознательного, то его конечно не следует воспринимать в качестве всего лишь простого механического ретранслятора дискурсов. Глубинные психологи, несмотря на все из загибы и перегибы, привлекли внимание к внутреннему миру человека, а это было и необходимо и важно.
Однако я бы отложил в сторону все эти мифы о врожденных структурах и оставил бы предположение о творческом начале в бессознательном. Еще Юнг называл воображение главнейшей функцией в психике человека, этаким рассеянным бульоном  (не его метафора) , из которого все и произростает. И мне нравится ход, сделанные в шизоанализе:
"Отождествляемое Фрейдом со снами или мечтами бессознательное, по мнению Делеза и Гваттари, тем самым неадекватно и редуцированно сводится к символическим образам и представлениям. Сторонники Ш. усмотрели причину этого заблуждения в чрезмерной роли Эдипова комплекса, которую тот исполняет в психоаналитической теории. В частности, было отмечено, что "... из-за Эдипа все оказывается завуалировано новым идеализмом: из бессознательного как завода создали античный театр, из единства производства создали совокупность представлений; из производящего бессознательного создали бессознательное, которое может только выражаться (миф, трагедия, сновидения)". С точки зрения теоретиков Ш., структуралистские интерпретации психоанализа (Лакан) необратимо элиминируют "реальное" из механизмов бессознательного, являя собой (в стилистике образного ряда рассуждений Фрейда) возврат к Эдипу-деспоту от Эдипа-эталона. Согласно Ш., понять истинную природу бессознательного можно, только отбросив Эдипов комплекс, ограниченный рамками семейных отношений и не способный объяснить сложные социальные структуры и процессы, а также очистив понятие бессознательного от каких-либо символических форм и попытавшись понять его как "производящее желание" или, что то же самое, – "желающее производство"".
Мне не совсем нравится метафора "производства" и всякие машинные заводские аналогии Делеза, но это не принципиально, важно - схватывание сути этих размышлений.
Бессознательное - производит, т.е. творит, а не только выражается.
Возможно и "производящее" бессознательное и творящая культурно-дискурсивная среда являются частью каки-то других, условно говоря, полей - но это уже другая история.
Tags: Делез, Фрейд, Фуко, Юнг, бессознательное
Subscribe

  • про траурные шествия

    (в связи с...) Я бы поддержал траурное шествие, но не намечаемое псевдооппозиционерами, а посвященное многочисленным жертвам капитализма и…

  • Екклезиаст, или Книга капиталиста. Поль ЛАФАРГ.

    КАПИТАЛ БУДЕТ ПОСЛЕДИМ БОГОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Поль Лафарг - теоретик марксизма, зять Маркса. Сатирический памфлет Поля Лафарга «Религия…

  • к вопросу о неравенстве

    Такие новости: По данным Global Wealth Report, на долю самых богатых 1% россиян приходится 71% всех личных активов в России. Первое место среди…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments