al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"Царь"

Неплохой фильм, но далеко не шедевр. Особых художественных достоинств я не заметил, поэтому начинаешь думать о "смыслах") Но уже само обращение к теме полусумасшедшего кровавого диктатора, захватившего всю власть - вызывает желание зевнуть) У современного общества давно другие проблемы: сейчас у нас власть без центра, "без трона", "без генерала; власть - молекулярна, она стала улыбчивой, без внешних признаков психопатологии). Системе просто перестала быть выгодна диктатура, а народ "ей" нужен в качестве активного винтика-потребителя, считающего себя "счастливым" и "свободным".
Но фильм все же имеет определенную "идеологическую" ценность - он фактически направлен против мифологии "неоцаризма", которая "вдруг" стала так модной в России. Есть же "монархисты", есть те, кто тешит себя сказками о том, как хорошо было в царской России, а затем пришли большевики и "загубили" страну.
Фильм также возвращает к мысли о том, что общество (как живая система) должно обладать способностью к самокоррекции (а еще лучше, в идеале))), - и к самосозиданию). При монархии все это практически невозможно, как и вообще в ситуации, когда вся власть начинает принадлежать одному человеку (Гитлер, Сталин и пр.) - это "царская дорога"))) к раскрытию и реализации любой психопатологии, включая самую деструктивную. К счастью, помимо отдельных обществ есть и более широкая система - человечество, которое и "откорректировало" "случай Гитлера".
Но как обстоят дела сейчас с самокоррекцией? Ясно, что модель западной демократии имеет гораздо больше возможностей для формирования петель обратной связи и т.п. Про социалистическую модель можно сказать то же самое - партия должна быть тесно связана с народом и выражать его интересы. А народ должен иметь возможность влиять на власть. Но почему-то, как демократия, так и советский социализм быстро превратились практически почти в пародию на самих себя. В сравнении с предыдущей формацией прогресс конечно есть (был), но... Как-то все сложно) Т.е., возможность влиять на ситуацию (создавать все больше петель обратной связи) у людей, у народов есть, но они ее не использовали и не используют. По прежнему не вижу лучшего объяснения, чем психоаналитическое - подавляющее большинство так и не может решить проблему сепарации/индивидуации и проецирует на власть, на государство, на общество образы родителей, от которых продолжает инфантильно зависеть и разыгрывает соответствующие паттерны взаимоотношений. Впрочем, образ семьи и детства тут лучше использовать как метафору ситуации экзистенциальной проблемы страха индивида перед миром, "инстанциями" (перед "океаном бессознательного", к примеру) и силами, большим чем он сам и зависимостью от них.
Tags: власть, живые системы, кино, психоанализ, система
Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Об идеологии фашизма, с т.з. психологии

    С точки зрения психологии (разных теорий). Много уже об этом писали разные фрейдо-марксисты и франкфуртцы, и мне очень нравится лекция Умберто Эко о…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Об идеологии фашизма, с т.з. психологии

    С точки зрения психологии (разных теорий). Много уже об этом писали разные фрейдо-марксисты и франкфуртцы, и мне очень нравится лекция Умберто Эко о…