al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Бейтсон

Перечитываю Бейтсона - и все больше мне это нравится)  На мой взгляд, его теорию можно применять довольно широко, выходя далеко за рамки внутрисемейной динамики.  Роль и распространенность даблбайнда по прежнему недоценена, а уж в условиях-то "инфо-общества", тотальности массмедиа  и подавно.   Вот пара отрывков из статьи "К теории шизофрении":
"В другом эксперименте Эриксона коммуникативную последовательность "двойного послания" можно обнаружить и без применения гипноза. Один из своих семинаров Эрикcон организовал таким образом, что некий молодой человек, заядлый курильщик, оказавшийся без сигарет, сидел рядом с ним; остальные участники эксперимента получили инструкции относительно своих действий. Суть эксперимента сводилась к следующему: Эриксон многократно оборачивался к молодому человеку, чтобы предложить ему сигарету, и каждый раз кто-то из участников прерывал его движение каким-нибудь вопросом; Эриксон, реагируя на вопрос, поворачивался и "неумышленно" отводил руку с сигаретами, так что они оказывались вне досягаемости для молодого человека. Через некоторое время один из участников семинара спросил молодого человека, дал ли ему Эриксон сигарету. "Какую сигарету?" - удивился тот, и при этом было совершенно очевидно, что целая последовательность событий им забыта; он даже отказался от сигарет, предложенных ему другими членами группы, утверждая, что слишком увлечен дискуссией, чтобы курить. По нашему мнению, этот молодой человек попал в экспериментальную ситуацию, аналогичную ДП-ситуации, в которой пребывает шизофреник во время взаимодействия с матерью: налицо важные взаимоотношения, несовместимые друг с другом сообщения (здесь это предложение и отбирание) и исключение возможности комментирования - поскольку продолжается семинар и, как бы то ни было, все это делается "неумышленно". Отметим итог эксперимента: амнезия на ДП-последовательность и поворот от "он не дает" к "я не хочу"."
"Сама больничная среда и та обстановка, в которой осуществляется психотерапия больных шизофренией, создают ДП-ситуации. Стоит посмотреть на эту обстановку с точки зрения нашей гипотезы, и мы будем поражены тем эффектом, который оказывает на пациента-шизофреника медицинская "благожелательность". Пока больницы будут существовать для блага персонала в той же и даже в большей степени, чем для блага пациента, до тех пор неизбежно будут возникать противоречия в коммуникативных последовательностях, когда любые действия преподносятся пациенту как "забота" о нем, хотя на самом деле они направлены на поддержание комфортного существования больничного персонала. Можно полагать, что во всех случаях, когда больничная система функционирует ради самой себя, а пациента при этом уверяют, что все действия совершаются для его блага, постоянно воспроизводится шизофреногенная ситуация. Чувствуя эту фальшь, пациент помимо воли реагирует на нее как на ДП-ситуацию и его реакция, естественно, оказывается "шизофренической", т.е. уклончивой, поскольку пациент не способен комментировать свое ощущение обманутости."
В принципе, и из психоанализа ясно,  насколько осторожно надо относиться к "сознательным"  желаниям (потребностям) человека. А экономическая наука, к примеру, до сих пор пытается опираться на (удобный для себя) "постулат" о "безграничных потребностях". Цирк)))  Докопаться до настоящих желаний человека весьма сложно. А именно на обращении к этим желаниям строится социальный активизм и вообще какая-либо соц.активность. Но как быть, если люди заняты лишь воспроизводством ДП-ситуации?????? :) 
А пример с психиатрической клиникой, где больничная система функционирует лишь  ради самой себя и  для блага персонала, но не для пациента и одновременно прикрываясь заботой о нем - так это вообще модель общества. И я думаю, что любого - капиталистического, неолиберального, СССР, другие "соц.страны",  "мусульманский лагерь" и т.п.  
А телевидение что делает? Постоянно воспроизводит ДП-ситуацию, крайне запутывая процесс логической типизации :)))) А обращение к "воле (гласу) народа" - от президентских выборов, до SMS голосований - общество спектакля/симуляции... А постоянное переписывание истории какой тогда смысл имеет?
Важно еще понять в этом контексте суть таких явлений (которые так нещадно критикуют "критики культуры", но и без результата), как конформизм и гиперконформизм, обывательская пассивность, апатия и потеря интереса к каким-либо смыслам, идеям и целям, да и простое "обывательское отупение"... Массы (народ) УЖЕ играют в свою игру :) Но все еще сложнее, т.к. понятие массы - это сильное обобщение. Общество неоднородно, оно состоит из разных групп и слоев, не имеющих четких границ и взаимодействие которых носит нелинейный характер.
Tags: Бейтсон, даблбайнд, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments