al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Некоторые размышления о double bind, в которых я отталкивался, в частности, вот от этого обсуждения. Не так просто очертить его четкие рамки, что и неудивительно - а как вычленить фиксированную схему из живой ткани сложнейшей сети человеческой коммуникации? Однако важно попытаться все-таки определить основные черты (признаки) даблбайнда.
Отношения зависимости мне представляются одной из таких основ. И, я думаю, даблбайнд и служит условно говоря средством для бесконечного воспроизведения отношений зависимости, которые, по всей видимости, составляют фундамент гомеостастической системы. Отношения зависимости "предохраняют" систему (семью, группу, общество) от того, что воспринимается как распад, но на деле будет являться лишь измением этой системы, хотя, возможно, и радикальным.
Другие характеристики даблбайнда мне представляются как вторичные. Вот ситуация "еврейской матери" - оно ведь УЖЕ вписана в контекст отношений зависимости и не будет работать с теми, от кого мы никак не зависим. Точно также и с "незаметной бомбардировкой" сопутствующими сообщения, имеющими цель навязать нам восприятие контекста  (логического типа, смысла) предыдущего послания. В ситуации независимости все вызовет либо смех, либо отторжение, либо безразличие. Ведь самый глубокий и полный контроль и подавление связаны не с экономической зависимостью, ни с угрозой применения силы и т.п. - нет - он всегда основывает во власти над умом, над психологическими процессами, что мы и видим при даблбайнде, когда попавший в него индивид, под страхом наказания, потери любви и отторжения (а все это, вероятно, идет еще глубже - к страху смерти (не в смысле "основной причины", а в том, что страх смерти подпитывает зависимость), т.к. и ребенку, и взрослому человеку сложно выжить одному) вынужден расстаться со способностью самостоятельно воспринимать (присваивать логические типы") адресованным ему сообщения, как и всю реальность в целом, а также он перестает осознавать мотивы своего собственного поведения. В такой ситуации для навязывания смыслов (логической типизации) открываются просторы, с которыми несопоставимы даже российские))) - можно зло называть добром, черное - белым, подавление и манипуляцию - любовью и заботой, ложь - истиной, форму - сущностью, второстепенное - главным, рабство - свободой, можно как угодно переписывать историю... Когда патологическую зависимость начинают считать нормой (а рабство - свободой), то отпадает необходимость что-то менять. Правда, "бессознательное" начинает пытаться что-то подсказать через симптомы - психологические либо соматические, либо как-то еще, но вокруг полно всяких анальгетиков и "легких наркотиков" в виде ТВ, шоппинга и пр. И тут одну из решающих ролей играют запрет на метакоммуникацию и запрет на возможность покинут "поле игры". Таким образом, отношения зависимости достигается путем мозговредительства,  своего рода - психологической кастрации (кастрационная тревога, которую "открыл" Фрейд является симптоматической маскировской страха перед куда более серьезными:))) потерями))). При этом "мозговредительство", вероятно, не связано с агрессивными побуждениями (прямыми, во всяком случае) - его целью является воспроизводство паттернов зависимых отношений.
И эти паттерны "успешно" работают как в семьях, так и в бОльших системах, в обществе.
Шизофреногенна не только российская культура. Наверное, можно говорить, что одна культура в определенном переменном периоде бывает более шизогенна, а другая - менее, но потом все меняется. Шизофреногенен сам процесс социализации - и пока это неизбежно (хотя, общества свободного труда, с равными возможностями и отсутствием денег может создать иные условия). Любое современное общество изобилует подобными примерами. В России вообще гомеостаз обеспечивает полная абсурдность жизни; в СССР призывы к "излечению" "идентифицированного пациента"-жертвы, т.е. пролетариата, не смогли радикально изменить ситуацию - народ так и остался жертвой, строящей "светлое будущее" (так и шизофреническая семья не может жить без "жертвы"). Неплохо разработанную на Западе критику современного капиталистического общества - "общества потребления" - также было бы неплохо дополнить, используя теорию даблбайнда. Дрессировка человека путем натаскивания его на потребления под маской удовлетворения "его" "потребностей" и погружение в царство изобилия; конструирование потребностей при внушении иллюзии, что это "твои потребности" (все это пересекается с некоторыми идеями психоанализа) - "я знаю, что ты "на самом деле" хочешь - это очень хорошо знакомо по семейной динамике. Ситуация еврейской матери" тут заключается в том, что отказ от этой новой скрытой идеологии чреват перспективой "оказаться на обочине", а ее принятие связано 1) с отказом от "своего Я", 2)со скрытым требованиям равняться на "эйдос" суперуспешного члена общества, который никогда нельзя достигнуть, при этом вбиваются в головы иллюзии о "равенстве возможностей", что ведет к ощущению собственной неполноценности; ТВ "смазывает" ситуацию, постоянно давая возможность "красиво" и в "уютной обстановке", да еще в "большом разрешении" постоянно идентифицироваться с этими эйдосами. Но проигрыш обеспечен. Метакоммуникации осложнены. Выход из ситуации - еще больше. Все это происходит на фоне другой иллюзии, которая во многом формируется рекламой предлагающий уже не сам товар, но всегда - "что-то сверх него" - заботу о нашей "индивидуальности", внимание к нашей "мечте" и т.п., т.е. она "одаривает" нас заботой, как родители. Это создает впечатление, что целое общество постоянно приспосабливается к нам, к нашим нуждам (целые гигантские корпорации работают над каждым шампунем),но за ним находится настоятельное требование самому максимально приспосабливаться к такому "заботливому" обществу.

Даблбайнд связан с  фундаментальными человеческими проблемами. Подтверждение этому я вижу, в частности, и в очень большом внимании к аналогичным видам коммуникации в дзен-буддизме и хорошо известно, какую большую роль играют коаны в дзенской практике. Я бы назвал коаны даблбайндом с "человеческим лицом")))  Нагнетание шизофренической ситуации и продуманная работа с ней ведут...к выходу за ее пределы. Возможно, в другую шизофрению, более высокого порядка))))
Tags: Бейтсон, даблбайнд, дзен, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments