al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Продавцам и покупателям счастья

Я не хочу сказать, что счастье нельзя купить за деньги. Можно, но только люди этого не делают», — уверенно утверждает психолог после серии наблюдений и экспериментов, которые она проводила вместе с профессором Гарвардской бизнес-школы Майклом Нортоном и своей студенткой Ларой Акнин.
Весьма показательная статья. Нет, конечно, в этих исследованиях можно найти положительные моменты. Они могут по крайней мере подсказать людям, что ориентироваться надо не эгоистическое накопление, а на трату, на социальные связи не эксплуататорского характера и пр. Но это все меркнет в сравнении с мощнейшей идеологической нагрузкой того посыла, который содержат в себе эти эксперименты и "выводы". 
Деньги надо воспринимать как метафору. Благотворительность и денежная помощь другим, подарки в виде купленных на деньги предметы - это тоже метафоры!!!!!!!!  Много ли возможности увидеть это дает данный эксперимент? Думаю - немного.
Деньги, денежные отношения - это метафора человеческих, социальных взаимоотношений; это, в крайнем случае, лишь одна из сторон этих отношений, которая стала ГЛАВНОЙ, вытесняя все остальное. Деньги - это уже давно всеобщий эквивалент, всеобщий обменный стандарт.  Этими исследованиями занимались вроде бы психологи, но разве психологи не видят насколько распространен такой тип отношений между людьми, когда деньги становятся реальной заменой (и даже сущностью) человеческих отношений, когда забота о человеке (ребенке, второй своей половине, стареющих  родителях, больных и т.п.) сводится лишь к выделению ему nn-ой  суммы денег, покупке вещей, подарков и пр. Зачем нужна какая-то эмпатия, если есть деньги??? И подобные "исследования" лишь закрепляют такие тенденции. По сути, это не эксперимены, это не исследования - это идеология, это работа скрытых дискурсов. И надо понять - каких, какая это идеология.
 Я хочу быть счастливым - для этого мне надо тратить деньги на других - для того мне нужно больше денег, т.к. чем больше я потрачу, тем более счастливым я буду - для этого мне нужно все больше ввинчиваться в Систему, становясь успешным винтиком - тем самым я работаю на увеличение капитала, на укрепление Системы, делающей меня винтиком - я счастлив!!!!
Таким образом человек становится чем-то вроде распределительной механической инстанции, играющей чисто механическую роль в циркуляции денежной массы, в росте капитала, в производстве, потреблении  и перераспределении товаров (напр., в виде покупаемых подарков).
При этом он должен быть счастлив, ну а это уж дело "специалистов" - психологов, психоаналитиков  и пр. (точнее, конечно, определенной их части). Счатье - это смазка для человека-винтика.   
Психологи же, подобные тем, кто проталкивает результаты подобных исследований - это продавцы вполне определенной идеологии. Я же, понятное дело, вывыражую просто другую идеологию, другие дискурсы. Вот из столкновения разных дискурсов и идеологий и должно выкристаллизовываться нечто новое (хочется в это верить). 
А вообще любопытно... Неужели они в там, в Гарварде, не знакомы с работами того же Фуко, который анализировал весьма любопытные исторические условия в которых возникла психология и психиатрия? Поразительная слепота!
Ну и если подобные исследования - это идеология, то ясно, почему не сделан акцент на других сторонах человеческих отношений и человеческого "бытия-в-мире".  
Скорее всего, те, кто с большей готовностью  отдавали деньги, они уже обладали несколько иной структурой личности... 
Тут можно вспомнить и замечательную роботу Фромма "Иметь или быть" (а эти "исследования" направленны на поддержания модуса "иметь"),  и буддизм махаяны с его "идеалом бодхисаттвы", который не может достичь нирваны лично для себя,  и идеи Бодрияйра, который остро и оригинально критиковал капитал как мертвый остаток, осадок и писал об "обществе СИМВОЛИЧЕСКОГО обмена"...
А все эти призывы к благотворительности от авторов исследований... - так это ж не в природе денег. А благотворительность часто служит лишь для средством приглышить чувство вины. Это как с "религиозностью" нередко бывает - покаялся, помолился перед сном (отдал деенег на благотворительность) - и как-то легче сразу стало, можно продолжать жить дальше, как и жил...
Tags: Фромм, Фуко, капитал, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments