al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

любовь и ненависть масс; буржуазность и власть как "я-идеал"

В связи с ДТП на Ленинском писали, что вот, якобы, все "простые люди" даже и без результатов расследования уверены в виновности Мерседеса лукойловского  миллиардера, а это указывает как на ненависть народа к этому "классу", так и на то, что "все" на "самом деле" понимают хищнический и преступный характер большого капитала и Власти.  Но человеческая психология гораздо сложнее.
Помимо ненависти к власти и большому капиталу, у "простого человека" ("народа") сидит еще и "любовь" к нему, а точнее - зависть, то есть желание отождествиться, "занять место". ("Посмотри на себя, маленький человек"! - В. Райх). Я думаю, этот вирус сидит вообще-то в каждом, а вот будет ли он развиваться и насколько он сможет подавиться все остальное в человеке - это уже зависит от, образно говоря,  психологического иммунитета, зависящего в свою очередь от многих других важных факторов. 
Но эта зависть прочно сидит в людях. Сколько вокруг ярких примеров - даже если человек начинает прилично (хотя бы относительно) зарабатывать, как только он ставится начальником или создает свой "бизнес", начиная эксплуатировать других людей, сразу из него начинает лезть и расизм, и социал-дарвинизм (даже если он и не знает об этом понятии), и сразу он готов поддерживать самые разные формы дискриминации, и мания величия, и многие другие весьма неприятные качества, и он тоже будет совсем не против ездить на машинах со спецномерами, давить быдло и вообще жить по своим "правилам", которые не для быдла, жить в "другом мире"...Дерьмо    И это происходит даже если совсем недавно этот человек был самым "простым", "не голубых кровей",  таким же эксплуатируемым и угнетенным, возмущающимся несправедливостью, на словах. Понятно, что происходит с теми, кто "взлетает очень высоко".   Так и начинаешь думать, что может где-то действительно сидит дьявол, который не забирает душу человека целиком и сразу, но откусывает частями, растягивая удовольствие))).  Это все конечно замешано на, судя по всему, нарциссических проблемах (имеющих поистине архетипический характер) - ощущение (кратко говоря) неполноценности и ущербности порождает манию величия и гордыню. Фромм также вспоминается - у него есть очень удачные формулировки, где он описывал "садомазохистский характер" и роботизацию человека, а это всегда является фундаментом для любой античеловеческой системы. Точнее сказать, социальная среда формирует социальный характер, а социальный характер, в свою очередь, поддерживает и формирует среду.
Поэтому-то и нельзя опираться на ненависть эксплуатируемых к своим угнетателям, это - путь к воспроизводству системы, основанной на угнетении, эксплуатации и лжи. Что и показала история. Опираться-то лучше на возможно более полное полное ситуации и более широких контекстов; полную картину наше сознание никогда не увидит, но к этому нужно стремиться, но при этом не принимать часть за целое. В  советское-то время был лозунг, что каждый трудящийся должен понимать суть с процессов и видеть свое место, свою роль в них. Понятно, что были лишь правильные слова, скрывавшие диктат и приведшие к апатии масс и разочарованию (массы так не поднялись на зашиты советского строя), но сейчас все еще гораздо хуже - индивид превращен лишь в элемент-проводник, единственный смысл жизни которого в том,чтобы через гиперпроизводство и гиперпотребление (решительно всего) способствовать росту капитала и воспроизводству системы, этот рост обслуживающий. Никакой финальности, никакой трансцендентности, никаких других смысл, никакого Другого. Производство-потребление, вход-выход.
Итак, буржуазия и Власть являются "Я-Идеалом" масс ("обывателя"). Но между и образом "реального Я" (ничтожным, неполноценным, зависимым) - пропасть. Однако, этот последний - фикция, как и "идеальное Я". И тот и другой являются выражением как вытесненных в бессознательное конфликтов, так и результатом изощренной пропаганды ("ценностей" рынка, капитализма и либерализма). Попытки соответствовать "я-идеалу" приводят к превращению граждан в гротескных адептов "карго-культа", а психологически - диссонанс лишь усиливается.

Масса, лишённая слова, которая всегда распростёрта перед держателями слова, лишёнными истории. Восхитительный союз тех, кому нечего сказать, и масс, которые не говорят. Неподъёмное ничто всех дискурсов. Ни истерии, ни потенциального фашизма — уходящая в бездну симуляция всех потерянных систем референций. Чёрный ящик всей невостребованной референциальности, всех неизвлечённых смыслов, невозможной истории, ускользающих наборов представлений, — масса есть то, что остаётся, когда социальное забыто окончательно.
Бодрийяр. В Тени молчаливого большинства, Или коне социального.
Tags: власть, гиперконформизм, гомеостаз, капитал, нарциссизм, психоанализ
Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Об идеологии фашизма, с т.з. психологии

    С точки зрения психологии (разных теорий). Много уже об этом писали разные фрейдо-марксисты и франкфуртцы, и мне очень нравится лекция Умберто Эко о…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments