al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

психоаналитические заметки

...сопутствующие "социальной активности" - нашей борьбе (попытками борьбы)))) с фиктивным ТСЖ, требующие вникания в суть устройства ЖКХ и разных аспектов отношений человека и "государства". Первое, что бросается в глаза - это какая-то патологическая сложность, усложненность организации социальной жизни во всех сферах, заставляющая вспоминать именно о психопатологии.
Человечество же (и это касается самых так называемых самых "развитых" обществ) не может (а точнее - не хочет) жить так, чтобы жилье (одно из базовых условий для жизни) было доступно для ВСЕХ и чтобы ни у кого не было страха его потерять - так самое необходимое для жизни превращается в товар и используется для воспроизводства отношений дискриминации, расизма. Но как же можно объяснить эту сверхсложность (проявляющуюся во всем - в экономике, в финансовой сфере, в управлении и пр.)?  Как вариант - через психоаналитическое понимание симптома. Симптом - это своеобразный и противоречивый компромис. В нем одновременно проявляется и нечто вытесненное и борьба против него, защита.  Проявляющееся таким образом влечение (желание) требует постепенного усиления защит, начинается борьба с симптомом, а то, что было вытеснено (вряд ли тут стоит стремится четко идентифицировать "это", отдавая предпочтение какой-либо определенной психоаналитической школе)  - усиливает "давление" на защиты. 
Можно предположить, что развитие цивилизации в плане технико-технологическом и в плане создания социальной инфраструктуры базировалось во многом на некоторых страхах и конфликтах, выходящим далеко за рамки просто страха  перед природой (в самом широком смысле), последовавшим за выделением человека из нее. Ведь, иначе, можно было бы создать удобную для всех систему, как в плане труда (деятельности), так и возможностей радоваться (и не в узкоэгоистическом смысле) этой нашей очень короткой, ограниченной жизнью, похожей на искру, и все... Но, увы, все не так просто с этим странным созданием - человеком. Очевидно, что создание цивилизации служило  и иным целям, а скорее всего - в основным иным. У человека, судя по всему, есть некий набор базовых страхов и конфликтов, которые обычно неосознаются, но являются настолько сильными, что общество, культура да и сама цивилизация стали играть роль именно защит. Но защиты не решают проблем, они лишь "помогают" сохранять гомеостаз   - человек человечество по-прежнему раздирается этими конфликтами.  Но гомеостаз не может быть вечен, а любая сложность  имеет свои пределы, за которыми она будет разрушать саму себя, к чему все и идет. Плохо ли это?)))
Если все это рассматривать на примере проблем нашего ЖКХ, то вся эта ситуация уже производит впечатление какого-то бреда.  Попытки изменить эту систему приводят к новому усложнению, что примечательно.)))
Конечно, на это усложнение посмотреть и несколько иначе. Известно, что ловить рыбу хорошо в мутной воде, так же хорошо известно, что есть люди которые умело воруют и обогащаются в этой неразберихе и непрозрачности, общество у нас тотально коррумпировано.   Вопрос можно поставить и так - не создается ли сложность и непрозрачность намеренно, чтобы было удобнее воровать, это вопрос можно поставить и для мировой экономики - не служит  ли ее сверхусложненность просто интересам большого капитала, не создается ли она намеренно.   Я не сторонник крайностей "теорий заговора", но тут все не так просто. Да, они хотят обогащаться любыми способами и воровать, но эта алчность толкает их к построению, к примеру, новых схем кредитования, чтобы привлечь в эту паутину и не совсем благонадежных граждан, а это и приводит к усложнению. В случае ЖКХ и прочих отечественных штучек как раз легче предположить целенаправленный план по переложению на граждан всех расходов, дабы можно было более "эффективно" разворовывать бюджет и использовать его на частные "нужды". Но в любом случае усложнение нарастает и все ведет к саморазрушению системы, что...совсем неплохо))) Тем более, если массы как-то никак не могу проникнуться "духом самоорганизации".
Усложнение, кстати, нарастает и в качестве защиты от этой вспепоглощающей алчности.  В любом современно государстве непомерно раздуты армии разного управленцев, юристов, бухгалтеров, налоговиков пр. - все тех, кто пытается управлять и контролировать. В плане управления, которое все усиливается и усложняется, ситуация очень походит на попытки невротического самоконтроля, результат которого противоположен сознательным целям (примерно так же начинающий водитель себя слишком контролирует, поэтому его "тянет" на столбы и пр.); стремление к контролю подогревает вполне обоснованный страх перед стихией "свободного рынка", который на деле-то не является никогда свободны, да и не может быть таковым, поскольку он всегда управляется большим капиталом, т.к. служит его, и только его, интересам. Я вижу тут решение только через использованием буддистского алмазного меча, рассекающего "гордиев узел", т.е. путы неведения; попытки их распутать - это невроз. Надо выйти за рамки неразрешаемых в принципе проблем. Надо отказаться от государства, к примеру, от денег, да и от много другого. Нельзя контролировать то, что нельзя контролировать. Маркс "...мечтал о поглощении экономического улучшенным социальным. Мы же имеем дело с поглощением социального ухудшенной политической экономией - просто-напросто управлением." (Бодрийяр))).
Чему служат бухгалтеры, юристы, налоговики и пр.? - их деятельность служит, в том числе, и попыткам предотвращения воровства (понятно, что большой капитал живет в "другом" мире, по другим стандартам, то есть). Но это навязчивый подсчет, пересчет, контроль, отчетность, бюрократия - это же кричащий симптом (реактивное образование?, говоря психоаналитическим языком), в котором слилось как желание присваивать все большие деньги любыми средствами, так и борьба с этим желанием; есть постоянный страх, что другой украдет (и даже обкрадет тебя), он часто является результатом проекции собственного желания украсть, но нередко бывает и объективен, усиливая свои внутренние импульсы - и это не возможно распутать, на рубить и выходить на некий иной метауровень и принципиально иначе жить; Бейтсон вот писал, что усиление симптома - дело не такое уж и плохое, дескать мы сможем увидеть более широкий контекст, ну не знаю...может быть и поздно. А ведь довольно сложно не стремиться к деньгам в обществе, где все на них и построено, где постоянно насаждается эта новая религия денег, вместе с идеологией потребления, где массмедиа и кинематограф постоянно подливает масло в огонь демонстрируя образцы "успешности", но все где-то внутри понимают природу природу капитала и его первичного накопления, все в глубине марксисты, да только тотальная шизофренизация делает свое дело - психика расщеплены, люди одновременно и понимают, и не понимают очень многие вещи.)))))
Итак, обессивность, компульсивность, паранойя, шизофрения и т.д. - все пронизывает "социальное тело", если не составляет его суть. Происходит имплозия социального, зато психопатология остается незыблемой - то же самое можно зачастую наблюдать и на примере индивидуальной судьбы, когда вместе с процессом старения ослабляется память, притупляется острота мышления, сужается круг интересов, уходит способность радоваться жизни и человеческая теплота, зато во всей красе остается и (как минимум) не ослабевает психопатология в этом человеке. Как, предположим, воспроизводил человек паттерны даблбайнда, так он их и воспроизводит, с такой же изощренностью, причем; как сидела в нем паранойя, так она и осталась. Прямо какой-то мистическое впечатление все это порой происходит, словно психопатология - это действительно демоны, как считалось раньше, либо это что-то вроде вируса, который не умирает (он просто является и не живым, и не мертвым), а занят лишь собственным клонированием, копирование себя в чужую ДНК, с последующим уничтожением последней.
Tags: психоанализ, система, цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments