al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

быть или иметь

"Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю и желания, и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и соответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и что общество умело ею манипулирует." (Фромм. "Иметь или быть").
Абсолютное большинство россиян перерабатывают: 39% - часто, 50% - редко, но регулярно, и лишь 11% не работают сверхурочно. К такому выводу пришла компания HeadHunter, по итогам опроса среди 4000 жителей России. Исследование показало, что частая сверхурочная работа и рабочие звонки в отпуске – типичные спутники жизни многих россиян. Так, по вечерам работает 85,7% россиян, по выходным — 58,2% опрошенных, 21,4% трудятся во время отпуска.

Сравнение капиталистической России и СССР, на мой взгляд, прекрасно подтверждает идеи Бодрийяра о воспроизводительном труде и его смысле. Перестав быть производительным, труд стал воспроизводительным, он воспроизводит сам себя в качестве общественного знака. Способ производства и сферу материального производства теперь лучше мыслить вообще как одну из возможных модальностей режима общественного воспроизводства. "Трудом овладела знаковая форма, чтобы выпотрошить из него всякое историческое и либидинальное значение и поглотить его в процессе своего собственного воспроизводства…".
От труженика требуется не столько производить что-либо, сколько социализироваться - каждый должен быть приставлен какому-то месту и к какому-то делу, каждый должен быть "мобилизован". И главное уже не результат труда в смысле некоего продукта - в конце концов, любые продукты можно завести из других стран и регионов, просто надо чем-то связать людей, их силы, а главное - мозги.
В итоге воспроизводительный труд заполняет всю человеческую жизнь как фундаментальная репрессия и контроль, как необходимость постоянно чем-то заниматься в то время и в том месте, которые задаются общественным кодом.
Помимо того, что человек стимулируется (программируется) тратить больше времени на работу, свободное время зачастую заполняется такими "вопросами", как подсчет скидок, поиск "выгодных цен" или кредитов, навязчивый шоппинг, поглощение рекламных образов, "обсуждение" всего этого, потребление визуальных образов и т.п. и т.д. То есть, перерабатывают лишь для того, чтобы быть более активными "трудящимися на ниве потребления", со всеми вытекающими последствиями - психологии члена общества потребления и ориентации на "модус обладания" (по Фромму).  Индивид по-прежнему идентифицируется только своими функциями, пытаясь не видеть существование океана  внутренней реальности (на чем акцентировал внимание Юнг) - социум и культура предоставляет массу возможностей для бегства от себя.
Для тех, кто хоть какую-то часть уже сознательной жизни прожил в СССР и знает о той эпохе не по рассказам, фильмам или "ностальгическим" ток-шоу (все это - производство коллективных симулякров воспоминаний, не имеющих референта), нетрудно заметить некоторые весьма существенные различия.
Лично я далек  как от совкофобии, так и от совкофилии и мне довольно ясны как плюсы, так и минусы "тех времен". Несмотря на то, что "та система" также низводила индивида до состояния "винтика", у людей было гораздо больше свободного времени, переработок в таком масштабе конечно не было, а внерабочее время никогда настолько не заполнялось теми невротическими судорогами, какие можно наблюдать сейчас. Да, среди части населения был распространен и вещизм, и карьеризм, но не на столько. Другое дело, что свободное время слишком часто поглощалось другими неврозами или просто "время убивалось". Но это уже проблема какой-то поистине архетипической внутренней инертности, пассивности, причины которой заслуживают отдельного анализа. Если кто-то ее преодолевал, то он мог жить как-то по-другому, несмотря на множество внешних рамок. Используя терминологию Делеза и Гваттари, можно сказать, что в СССР тоталитаризм был скорее древовидный, он не стремился проникнуть абсолютно в каждую пору человеческой жизни, он не был капиллярным, по крайней мере не настолько, как все обстоит при капитализме.
А диктатура капитализма и неолиберализма уже приближается к ризомическому типу. Но это, думается, "несовершенная ризома", возможно это лишь относительно удачная подделка под ризому, так как ей не удается подчинить себе человека полностью. Хочется надеется, что "настоящая" ризома скоро скажет свое слово. Может быть так, а может и как-то иначе :)


еще постапокалиптического фото.
Tags: Бодрийяр, Фромм, капитал, ризома, система
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments