al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Душа как источник роста капитала))

 Примерно на эти же исследования и Фромм ссылался. Конечно, у Фуко, Бодрияйра и в шизоанализе все эти проблемы рассматриваютсягораздо более тонко и глубоко, но все же...  Итак, «ЗС» №3/1968:
"По индустриальной социологии в США ежегодно публикуется около 300 серьезных научных работ. Несколько сот специальных организаций разрабатывают утонченные методы создания оптимальной социально-психологической обстановки на предприятии. «Теория человеческих отношений» внедряется и в промышленности других капиталистических стран.
Хоторнские эксперименты положили начало «теории человеческих отношений». Кларенс Френсис, председатель правления «Дженерал фудз корпорейшн», с предельным цинизмом сформулировал ее суть: «Люди состоят из тела, ума и души, и каждый из этих элементов, особенно душа, должен быть использован для достижения поставленных целей в деле максимального достижения производительности
»....
Каким же образом душа стала источником прибыли? Чтобы понять это, вернемся к загадочным результатам хоторнского эксперимента. Несколько упрощая, можно сказать, что когда работниц выделили из цеха и перевели в специальное помещение, изменились их отношения с другими людьми:
а) возникли новые, межличностные, доброжелательные отношения внутри малой группы; б) сократилась социальная дистанция в отношениях с высшей администрацией: стороны проявили друг к другу «человеческий» интерес; в) возрос престиж работницы в глазах других рабочих и соседей. На ней, как и на девушке в горьковском примере, «скрестились сотни лучей», она ощутила свою социальную ценность.
...
Теоретики «человеческих отношений» дают владельцам предприятий немало дельных советов...
...Рабочий желает, чтобы к нему относились не как к неодушевленному орудию, а как мыслящему существу, чтобы им интересовались не только как производителем, но и как человеком. Необходимо, чтобы с ним считались и уважали его, чтобы администрация относилась к нему как к равному. Рабочий хотел бы видеть в своих руководителях не начальников, обладающих властью в силу их социального Положения, а предводителей, занимающих это положение благодаря их большим знаниям и опыту, советчиков и организаторов. Рабочий рассчитывает на справедливость в отношении заработной платы, распределения доходов фирмы, продвижения, получения интересной работы и различных благ и т. п.
Некоторые исследования, недавно проведенные в США, показали, что производительность труда повышают: хорошее настроение работника — на 0,9%; хорошие отношения в его семье — на 0,5%; хорошие отношения в коллективе — на 1,9%. Напротив, плохое настроение работника снижает производительность его труда на 1,2%. В поточном и конвейерном производстве, где люди наиболее взаимосвязаны, плохое настроение одного рабочего понижает производительность труда всего участка на 0,8%. Иногда оказывается экономически выгодным просто не допустить до работы человека в плохом настроении, и даже отправить его за счет предприятия в театр, если этот жест приведет к повышению настроения коллектива.
В Италии, на одном из заводов «Фиат», опросили каждого работника: что и кто на предприятии вызывает у него раздражение. Затем постарались устранить все, что нервировало людей. Кроме того, ввели дополнительные перерывы для отдыха, бесплатное питание во время работы, выдали, в качестве спецодежды, элегантные белые костюмы... Казалось, предприятие ввело себя в большие расходы. Однако к концу года выяснилось, что вся сумма затрат составляет лишь 20 процентов дополнительной прибыли, которую получило предприятие. Четыре против одного — это немалый рост капитала!
Знание социально-психологических закономерностей оказывается весьма полезным в экономике и в политике, при строительстве городов и в организации обслуживания, в армии, в больнице, в школе и даже в семейной жизни.
...В буржуазном обществе использование науки подчинено интересам господствующего класса. Система «человеческих отношений» оборачивается бесчеловечной эксплуатацией: за ту же самую зарплату капиталист умудряется выжать из рабочего значительно больше продукции. Основанное на социальной психологии искусство рекламы, по словам американского социолога М. Коэна, «...создает стимулы к ненужным потребностям, изливает на народ поток призывов к тщеславию, играет на болезненных страхах, создает моду, вызывает симпатии и антипатии, раздувает сенсации и надуманные желания, эксплуатирует здоровье, красоту и вкус в интересах деланья денег». В политической жизни социальная психология используется для укрепления позиций властвующей элиты. Именно в этой области, по мнению Бертрана Рассела, социальную психологию ожидает самое неприглядное будущее. ..."

Производство умерло, да здравствует воспроизводство! Главная задача труда теперь не ПРОИЗВОДИТЬ сто нужное и полезное, труд теперь - это форма социализации, осуществляющая изощренную манипуляцию и дрессировку каждого индивида, натаскивая его на возможно большее потребление и пр.


 
Tags: Фромм, капитал, политика, постмодернизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments