al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

про кредиты (к 7-му ноябрю))

Лень искать данные о том, сколько в РФ выдается кредитов (потребительских, ипотечных и пр.), но мой вклад в это дело таков - я до сих не взял ни одного кредита. Как, кстати, и моя жена  (такой вот у нас гомеостаз семейный)). 
Просто нет потребности постоянно что-то покупать. Как-то так получилось) Я, вообще-то, как "сторонник" "срединного пути", не люблю крайности, поэтому я не избегаю кредитов  "из принципа" какого-то, я не исключаю, что когда-то придется воспользоваться кредитом для покупки того, что просто необходимо, если не будет возможности купить это за наличку. Например, без машины мы не можем, но это, скорее всего, будет что-то вроде форда фокуса, не более (или приоры). Я просто не понимаю, зачем нужны другие, более дорогие, машины. Вернее, я это неплохо понимаю, но мне не нужно)
Регулярно покупать (и "обновлять") какие-то вещи, которые все приобретают в кредит, мне тоже не интересно. Зачем?  Это же все слишком походит на те самые "переходные объекты" по Виникотту - сейчас появилась возможность их приобретать в немеренном количестве, менять и обновлять, а чего не сделает человек, чтобы не взрослеть и избегать неких Иных отношений с реальностью; эти объекты-предметы становятся стеной, панцирем. Да и не только в самих предметах дело - дело тут и в самом процессе потребления, которое очень многое ломает (возможность иных отношений с миром, с людьми).
Когда мы покупали фотоаппарат, то не стали брать дорогой. Опять же - зачем? И этом-то есть функции, которыми я не разу не пользовался, а качество снимков вполне устраивает. Потрясающих фото заката он даст, но я больше люблю смотреть на реальный процесс захода солнца) Я не стремлюсь делать "дубль" этой реальности, чтобы смотреть потом на него (или показывать кому-то)), ведь, возможно, эйдос фотографии - это смерть (как предположил старина Барт)). И разве в каком-то качестве (в "разрешении") дело? В пунктуме все дело, опять же спасибо дедушке) Я, когда иногда просматриваю некоторые старые фото, включая черно-белые, очень хорошо понимаю, что это такое. Некоторые фотографии для меня остаются живыми, но для других они, конечно же, будут  просто одним в ряду прочих. Таким образом, я делаю фотографии лишь затем, чтобы потом, когда-то, можно было бы взглянуть на них и... вспомнить. И чтобы воображение ожило. И все. Какие пиксели, что это такое???))) Вот если бы мне нужен  был другой фотоаппарат в связи с работой, то это несколько другое дело, конечно.
Еще покупают разные супертелефоны, айфоны и пр, что является для меня настоящей загадкой)). Я периодически пытаюсь анализировать все это, мысли есть, но не напишешь обо всем. Лично мне нужен просто телефон, чтобы звонить, и все. Что-то там пересылать, смотреть, играть на нем - это все я не понимаю. Людям, что ли, нужны хоть фиктивные подтверждения, что что-то происходит, что есть реальность, что есть они сами???))) Не особо им это помогает...) Это еще и подпитка сетей банальная, стать просто проводником импульса и считывающим элементом...) Страх сепарации... Ну да ладно.
В игры я не играю, не геймер я, со всеми вытекающими) Когда-то, давно, прошел два Дума и напрочь потерял интерес.
Короче говоря, тут еще вырисовывается и тема производства потребностей, которые люди считают "своими".
Но есть и другие моменты. Еще давно я интуитивно чувствовал, что сама система кредитов является частью какой-то более общей и опасной херни. На самом деле, я сумел не забыть и субъективно переработать) кое-то из  очень здравых сторон советской иделогии. Тогда, в частности, вполнее доходчиво рассказывали о сути банковско-финансовой системы при капитализме и мне было не очень понятно, с какого перепуга надо быстро и бездумно  мнение на 180 градусов. А сама система ссуд также может быть разной - 1979 году мои родители взяли в "кассе взаимопощи" своей организации беспроцентную (!!!!) ссуду на строительство дачного домика (тысяч 6 - 6,5)).
Кроме того, любое наше действие, любое явление всегда включено в более широкие контексты и вплетено в некие истории, и совсем не лишним было бы задумываться об этом, хотя бы временами)
Цитата из письма братьев Ротшильд, написанного из Лондона к одной банковской фирме в Нью-Йорк 15 июня 1863 года: «Те немногие, кто в состоянии понять систему (чеков и кредитов) будут так заинтересованы в ее возможностях или так зависимы от ее услуг, что от этой группы можно не ожидать никакого сопротивления. Между тем, с другой стороны,  большая часть людей будет неспособна по своему уровню умственных способностей понять огромные преимущества, которые капитал извлекает из этой системы, и они будут нести свое бремя, возможно, даже не подозревая, что эта система враждебна (что она наносит ущерб) их интересам.»
А шахтеры Междуреченска, плакавшиеся в камеру: "мы все в ссудах, все в кредитах...", производили, увы, трагикомическое впечатление. А что еще ждать от общества спектакля?
и еще
Действует любопытный иллюзионизм: общество креди­тует вас ценой формальной свободы, а на деле вы сами его кредитуете, отчуждая в его пользу свое будущее. Разумеет­ся, прежде всего строй производства живет эксплуатацией рабочей силы, но сегодня он получает поддержку еще и от этой круговой поруки, от этого сотрудничества, в котором самая зависимость переживается как свобода, а следователь­но, обособляется в устойчивую систему. В каждом человеке уживаются потребитель, сообщник строя производства, и никак не связанный с ним производитель — жертва этого строя. Такая разобщенность производителя и потребителя составляет главную силу интеграции: все делается для того, чтобы она ни в коем случае не приняла живой критической формы противоречия.
...

В целом можно сказать, что кредит, якобы способствую­щий образованию современной цивилизации пользовате­лей, наконец избавленных от гнета собственности, создает, напротив того, целую систему интеграции, где социальная мифология смешивается с грубым экономическим угнете­нием. Кредит — это не только мораль, но и политика. Так­тика кредита, вкупе с тактикой персонализации, сообщает вещам неведомую прежде социополитическую функцию. Прошли времена крепостничества и ростовщичества — эти формы зависимости абстрагировались и получили еще боль­ший размах в кредите, составляющем особое измерение об­щества, времени и вещей. Через него и через порождаемую им стратегию вещи начинают играть роль ускорителя и мно­жителя задач, потребностей и расходов; они становятся чем-то вроде автомобильного тренажера — самая их неподвиж­ность превращается в центробежную силу, внося в нашу по­вседневную жизнь ритм убегания вперед, незавершенности и нестабильности.

И если раньше домашний мирок всегда сосредоточивался в вещах, стремясь ускользнуть от жизни социальной, то те­перь он, напротив, оказывается через их посредство прико­ван к структурам и условиям социального мира. Через кре­дит — систему бесплатного одаривания и формальной сво­боды, которая одновременно внедряет в сердце вещей социальную санкционированность, зависимость и фаталь­ность, — домашний быт получает прямую нагрузку: в нем появляется социальное измерение, но только не на благо, а во зло. Там, где кредит доходит до своего абсурдного преде­ла (когда, например, из-за платежей за машину не остается денег на бензин, чтобы на ней ездить), то есть до той край­ней точки, где человеческий проект, отфильтрованный и раздробленный экономическим принуждением, пожирает сам себя, — там проявляется основополагающая истина нынешнего строя: вещи здесь предназначены вовсе не для того, чтобы ими владели и пользовались, но лишь для того, чтобы их производили и покупали. Иными словами, они не структури­руются в интересах наших потребностей или же для более рациональной организации мира, a систематизируются ис­ключительно в интересах определенного строя производства и идеологической интеграции. Фактически, в строгом смыс­ле слова, вещи перестали быть частным достоянием людей — чем больше они применяются, тем более завладевает ин­тимным миром потребителя и его сознанием, при его же собственном сообщничестве, весь социальный строй произ­водства. При столь глубокой психической нагруженности людей его структурами становятся невозможными его эф­фективная критика и преодоление.

Tags: Бодрийяр, капитал, кредиты, потребление, революции, система
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…