al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

К предыдущей записи об "убийственной работе". Количество смертей, думаю, значительно больше, но нет реальной возможности "научно" полностью проследить между деструктивными условиями и труда и тем, как это все постепенно расшатывает иммунную и прочие системы. Но не в этом дело. Очень сложно в полной мере осознать то, в каком мире (социуме) ты живешь. Это "почти" как ребенку столкнуться с коммуникативными проблемами в семье, а также с радиоактивным хламом в бессознательном своих "любящих" родителей.  В большинстве случаев изгоняется способность воспринимать все это, ну и со всеми вытекающими. 
Смертельная работа - это как раз к тому, что писал Бейтсон немного по другому поводу.
double_bind   цитирует неизданного (у нас) Бейтсона: "...Творческие, динамичные свойства живых существ связаны именно с капризной природой их окружающей среды. Слово каприз я использую обдуманно.
<...> Для описания скверных шуток, которые Природа проделывает над хорошо адаптированным организмом, как раз подходит слово капризы. На протяжении многих поколений Природа давала этому организму возможность действовать на основе предположения, что на какую-то ее характеристику можно положиться. Она вела организм по дорожке, пока он не ассимилировал факторы, обеспечивающие адаптацию, в свою глубинную структуру. А потом раз! -- и характеристики окружающей среды изменяются. В известном смысле, это ужасно нечестно. Природа провоцирует организм положиться на нее, а затем меняет тактику и говорит: "Вот видишь, ты мне доверился. А теперь посмотри на себя. Ты попал в беду". Однако в другом смысле или с точки зрения более широкой перспективы эта нечестность вновь и вновь создает условия для эволюционного творчества.
<...> Мы преимущественно думали о даблбайнде как о деструктивном опыте, как о травме. Однако если изображенная мной аналогия является здравой, становится ясно, что хотя опыт даблбайнда всегда отчасти неприятен, возможно и то, что этот тип опыта является неотъемлемой частью характерологического роста в широком смысле слова. Без такого опыта индивидуум был бы в известном смысле статичен, хотя излишек такового может довести его до шизофрении. Дело выглядит так, словно дифференциация и творчество -- что бы ни значили эти слова -- возникают тогда, когда окружающая среда и не слишком последовательна, и не слишком капризна
."
Я уже как-то писал об этом.  Социум насквозь шозофреногенен и шизофреничен. Один язык (как таковой) чего стоит - он и коммуникация, и принуждение, да много чего написано уже о языке, язык "играет с нами" в очень изощренные игры.  А ведь без языка невозможно человеческое сознание. Но не о языке сейчас речь. Все устройство социума таково. А вот как "процветает" "самая могучая держава", и эти тенденции лишь усиливаются.
Складывается впечатление, что природе было "очень нужно", чтобы новый вид - человек - был помещен в неизмеримо более
сложные, "шизофренические" условия. Возможно, этот самый человек должен как-то радикально измениться в результате (ну не как без этого целеполагания, несмотря ни на что))))? Только вот пока он не хочет меняться, постоянно сваливаясь в деструктивные защитные реакции, что мы и наблюдаем. Может быть, не время еще)
И информацию о смертельной работе общественность также "удачно" вытеснит, подвергнет обесцениванию и т.п. Думают же, что "все плохое случается ни с нами". Думают, что хорошо "адаптировались", если могут много в интернете сидеть и читать все это, не понимая, что сама "адаптация" - это лишь иллюзия, особенно если говорить о системе "человек-общество"... Нет отдельной "социальной реальности", к которой "отдельный субъект" может приспособиться, или не приспособиться...)

Tags: Бейтсон, живые системы, капитал, система, цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments