al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"курбам-байрам" как собирательный образ

Еесли бы я не поленился графически оформлять эту запись, то я поставил бы в один ряд  хорошо известные фотографии мусульманских праздников, и фотографии московских пробок  перед  супермаркетами и рынками, и толпы спортивных болельщиков, и фотографии разных "госпраздников", и толпы последователей других конфессий, и военные парады, патриотические мероприятия и т.п.
Что такое футбол? Языческие воины были непрочь попинать отрубленные головы поверженных врагов, потом вот появился футбол, и футбол, в его нынешнем виде (если это не просто дворовая игра, забава) для меня символизирует пинание (своего) отрубленного разума (мозга).
Во время курбам-байрама также приносят в жертву свой разум. Вопрос тут в том, что одни способы кровавы и связаны с реальным убийством других живых существ, другие способы могут быть внешне иными, но это не означают, что они менее опасны по последствиям.
А так как  совершить полное психологическое самоубийство все же непросто, появляются сомнения, вытесняемое постоянно заявляет о себе, то значит нужно регулярно укреплять защиты и поддерживать симптомы (олимпиады, чемпионаты, религиозные и иные общественные мероприятия, шоппинг и пр.).
Ну и запреты на осмысление, на вопросы, которые обычно и формируют обычное мышление и мирвоззрение, в котором  ненужные вопросы просто уже и не возникают (если только лишь в виде симптомов, сновидений, реактивных образований и пр.) - это "святое".

Толпа. Психология толпы.  Внешний повод для ее образования, как правило, не важен. Тут, на мой взгляд, главное - это код, побуждающий к стереотипных действиям, реакциям, эмоциям, а также внутренняя готовность  масс ему следовать. Важнее скорее всего именно последнее, см. старые-добрые эксперименты по социальному конформизму (Милгрэм, Соломон Аш и др.); да и того же Фромма можно вспомнить, выводившего базовые экзистенциальные потребности (потребность в общности, которая может выражаться в слепой стадности). И я не вижу НИКАКОГО другого значимого смысла во всех подобных религиозных праздниках, или праздниках государственных, или в традициях.  Можно конечно поупражнять свои интеллект и воображение пустившись в  психоаналитические или юнгианские спекуляции, "находя" разные там скрытые смыслы, но это все, вероятно, чаще всего ближе к литературе.
Но толпа - это тоже лишь более яркое выражение более глубоких и общих тенденций.
Например, огромная телеаудитория - что такое?
Как формируется личность, как формируется психология человека? Ризома ломается с самого глубокого детства, происходит серийное изготовление винтиков. Вовсю идет интериоризация и социальное конструирование, но тут лучше приближаться к холистическому, системному взгляду, чем представлять себе некие зомбирующие центры и инстанции; власть - анонимна, диффузна, молекулярна. "Задача" воспитания, задача любого общества (из всех, что были) - сломить ризому, сломить способность к самостоятельному восприятию реальности и мышлению (это все очень неоднозначные термины и формулировки, но просто нет возможности тут все разжевывать). Когда большие массы готовы следовать некоему коду, некоей программе, они всегда участвуют в референдуме, голосуя "за".  Но "живая система"-общество занята производством зомби. Отсюда, кстати, и эта популярная тема в кино - толпы жутких зомби (или мертвецов) против горстки человеков), это же проекция внутреннего зомби (мертвеца), проекция внутренней ситуации, когда остатки человечности борются с зомбированной (мертвой) частью внутреннего мира)))
Конвенциональность - это и есть неживое.  Когда подавляющая часть внутреннего мира определяется "соглашениями", да это еще и абсолютно не осознается, то ничего хорошего в этом нет. А точнее - будут последствия.
Что касается "религий" (я имею ввиду все религии, без исключения), то это просто царство кода (и соглашения), как и вся общественная жизнь, как таковая. Духовенство, ритуалы, институты, "посредники", тексты и пр. - все это "соглашения", коммуникация, попытка как-то заполнить свою жизнь, структурировать ее, получить разные костыли в виде присоединения к некоей общности, слепого принятия извне "системы координат", а кроме того, что касается вопроса церкви и власти, то тут рулит  марксистский анализ. Если же жизненный опыт и т.п. подводит кого-либо к ощущению, что есть некие силы, что мир устроен гораздо более сложно и материализм его перестает устраивать, то это всегда глубоко личное, глубоко интимное дело. У Юнга был свой интересный взгляд на религию, но он несколько романтичен... Слишком часто "религиозность" имеет либо просто конформистский смысл, либо она укладывается в фрейдистские интерпретации, а контакт с глубинными творческими силами бессознательного - это почти экзотика. В последнем случае, как мне это все представляется, вообще отпадает необходимость в конфессиях. Вот в некоторых школах буддизма, в дзее есть, образно говоря, оставляется дверь, за которой все эти учения исчезают (самодеконструируются)), как туман майи, чем мне они и интересны. ("Учитель, где найти вход в истину буддизма - Ты слушишшь шум ручья? Вход здесь"). Маслоу также неплохо высказывался касательно "религиозных переживний".
И есть еще один важный для меня момент во всех "культурных традициях" (системах кодов) - насколько
они внутренне гибки? Иными словами, есть ли в них возможность хотя бы задавать ЛЮБЫЕ вопросы, в том числе и об "основах"; есть ли возможности для метакоммуникации? А какие возможности в них есть для построения  субъективности, отличающейся от серийной?
Вот о проблемах специецизма есть возможность дискутировать в исламском обществе? Впрочем, это чисто риторический вопрос, судя по всему. Хотя я могу и ошибаться. Понятно, что ЗДЕСЬ мы сталкиваемся с демонстративно-провокационным поведением некоей части исламских обществ (которое, кстати, как обычно говорит лишь о внутренней неуверенности того, кто вынужден навязчиво повторять определенные действия).
Но всякая культура, всякое общество, будучи большой шизофреногенной и шизофренической семьей, склонна помещать каждого индивида в ситуацию даблбайнда. Поэтому-то потом мы и видим представителей разных культур, заявляющих, что они "САМИ" хотят больше денег и больше потреблять, хотят смотреть ТВ и футбол, что они "сами" хотят верить в такого-то бога и строго таким-то образом, что они хотят обязатель носить платки и резать баранов. Они "просто забыли", что из любой самой шизогенной и патологической ситуации есть выход, но они "думают", что им ничего не остается, как совершить некое подобие сделки с дьяволом, продав свою душу "обществу" и взамен получив "адаптацию".
Вокруг курбам-байрама  много националистической истерии, кому-то не нравятся чужие традиции, зато нравятся "свои". Для меня "чужие" столь гротескные маразмы обычно служат лишь очередным стимулом для рефлексии - как там поживает мой "внутренний зомби", не растет ли?))
...Когда я давно и в последний раз был на футболе, это была игра сборных. И тогда меня очень сильно внутренне потряс ритуал вставания во время гимна. Несколько десятков тысяч враз встали при звуковом сигнале - и это выглядело как реакция на код, как условный рефлекс. И это бред. И зачем же весь этот спорт нужен, опять крепко задумался я. Что эти массы будут еще готовы сделать при получении другого кода? Впрочем, это опять конспирология, можно (и нужно!) и иначе все интерпретировать.
Абсолютно всякие ритуальные действия порождают у меня аналогичные подозрения.
Резать баранов, совершать крестный ход и пр. - что это такое? А резать баранов - это еще легко и просто лишать жизни других живых существ, без какой-либо необходимости в добывании пищи, надо сказать, так ради спектакля-ритуала. Значит и самим стать пушечным мясом тоже будет  им легко. Впрочем, пушечным мясом по-прежнему многие  представители других культур тоже готовы стать и без таких вот ритуалов(
Так вот, если обратиться к древнему мифу о жертвоприношении ягненка, то я вижу, что в нем выразилась именно манипулятивная суть общества (не важно, причем, какого). Приказ, код - действие, и действие ЛЮБОЕ! Или так - готовность следовать другой воле порождает деструктивные голоса. Но тут, понятно, простор для психоаналитических спекуляция немалый.
Полная растворенность либо в "культурном бессознательном", либо в "своем" - это никогда мне не нравилось.
Tags: конформизм, мегамашина, психоанализ, религия, система
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments