al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Капитализм, желание и рабство

Liberty.ru
Капитализм, желание и рабство

Фредерик ЛОРДОН: Сделать подчиненных довольными, чтобы заставить их забыть о господстве, - это, конечно, одна из старейших уловок искусства правления. Из-за нужд своих новых форм производства, а также благодаря усложнению приемов собственной управляемости капитализм сейчас все больше усваивает эту уловку - так что господство уже не представляется всем знакомой дубинкой. читать далее


Очень близкая мне направленность мысли. И это радует) Книгу бы почитал.
А happiness research - это конечно и забавно выглядит, и одновременно мрачно.
Собственно говоря, не знаю, есть ли в самой книге что-то принципиально новое. С другой стороны, говорить, писать, задавать вопросы - это все НЕОБХОДИМО продолжать делать. Хотя, увы, так и не понятно, будет ли от всего этого толк. У меня такой вот образ возникает: тяжелобольной, болезнь неуклонно прогрессирует и уже нет возможности как-то повлиять на его состояние, природа болезни более или менее ясна, и лишь несколько различающиеся "углы зрения" (теоретические предпочтения) приводят к несколько различным интерпретациям болезни, которая уже просто слишком запущена (или можно рассматривать это как гомеостаз); все это приводит "докторов") в состояние отчаяния, они начинают множить интерпретации, видимо, бессознательно надеясь, что еще более "глубокая" или "оригинальная" интерпретация вдруг магическим образом все радикально изменит. Но ничего плохого я тут не вижу. Просто, конечно, трагичность ситуации тут в том, что отдельный безумец или наркоман разрушает в основном только себя (есть правда еще массовые самоубийства сектантов), а вот безумное общество потянет за собой всех, включая флору и фауну...
Но я действительно не знаю, как можно повлиять на несметные легионы)) "добровольных рабов". Они же сверхудачно обходят все дискурсы, все дискуссии, которые, как ожидалось, могли бы как-то расшатать, условно говоря, психологические защиты, разбудить мысль. Но тут правильнее говорить о целостной системе, а не о каких-то ее частях (угнетаемых).
"Благодаря одному из тех обращений, секрет которых известен только великим проектам инструментализации, было объявлено, что с самой сущностью свободы вполне согласуется то, что одни свободны использовать других, а другие свободны позволять использовать себя в качестве средств. Эта чудесная встреча двух свобод имеет название - "наемный труд".
Ла Боэси напоминает нам о том, как обычай рабства заставляет нас потерять из вида само условие рабства. Не то чтобы люди "забывали" о том, как они от него несчастны, скорее дело в том, что они терпят это несчастье как fatum, и подчиняться ему - их будто бы единственный выбор, и даже как простой способ жизни, которому всегда в конце концов покоришься. Успешные порабощения - это те, которым удается отрезать в воображении порабощенных аффекты тоски, вызванные порабощением, от самой идеи порабощения, поскольку, она, стоит предъявить ее в ясной форме сознанию, способна возродить проекты бунта.
"
А есть же еще такая любопытнейшая "штука", как стокгольмский синдром.  В нем просто все более ярко и как-бы гротескно. Там "любовь настоящая" может проснуться...)
Короче говоря, мне близки те интерпретации, где речь идет сломе (конечно же начиная с раннего детства, тогда это наиболее эффективно) способности к собственному восприятию и оценке окружающей реальности. А это можно сделать в условиях тотальной зависимости. Ребенок зависит от мамы-папы, индивид - от общества (и от языка). Вот double bind  - тут и кибернетическая сторона есть, но ведь вся эта схема посланий, вся эти манипуляции с логической типизацией - они же будут работать только на почве тотальной зависимости.  Я тут имею ввиду зависимость, так сказать, искусственно сконструируемую и самовоспроизводящуюся. Человек (все мы) и так очень много от чего зависимы. От законов биологии, например. Быть может попытка вытеснения (исключения) факта зависимости человека (я бы тут еще не забывал об экзистенциальной проблематике), того, что все пронизано связями, связующими паттернами (тут можно придти и к иллюзорности представлений об отдельном субъекте, или к анатмаваде, если угодно) и приводит к тому, что человек стремится к полной независимости, но зависимость, как все вытесняемое, возвращается в более деструктивных формах зависимостей, которых нужно было бы избежать. А  капитализм призывает - "отделяйся", расти беспредельно или... умри)  И конечно эта иллюзия востребована. 
Tags: Бейтсон, Маркс, капитал, психоанализ, революции, цивилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments