al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Египет. За революцию! За парадигму активности!

Как бы не закончились волнения в Египте, один из главных результатов уже есть. Волнения в Египте - ярчайшая иллюстрация простой, в общем то, идеи о том, что социальную  ситуацию (общественно-историческую формацию) можно изменить, так как она всегда исторична и носит преходящий характер. И зависит это от людей, от их активности.
Что касается Египта, тут все непросто, конечно. Скорее всего система власти просто изменится, новая власть станет гибче и хитрее, как в Европе или в Штатах, она будет готова идти на несущественные для уступки, чтобы сохранить основу эксплуататорской системы. Но и у людей, у общества появится опыт и будет возможность учиться на своих ошибках, чтобы затем изменить систему более радикально. А без опыта - никак. 
И не сторонник я марксистских идей о неких исторических процессах (какое-то гипостазирование все это), которые вырастят пролетариат - могильщика буржуазии и всех угнетателей. Во времена Маркса и Энгельса не была развита психология, не было еще психоанализа, трансактного анализа, Бейтсона, и пр., не говоря уже о разных постструктуралистах. Что мы сейчас видим? - в каждом доме ТВ и зрелища, интернет, общество потребления и большая жратва, потребкредитование... вторичная выгода от невроза, механизмы защит и компенсаторные образования, double bind, игры в которые играю люди, гомеостаз, микровласть, общество контроля... И все. Да, и плюс еще технологии на службе капитала, неолиберализма и, главное, человеческих иллюзий. Фрейд был бесконечным оптимистом насчет "будущего одной иллюзии".
Убежден, пока что-то (но это "что-то" не подлежит точному определению) не изменится в людях (пока они, упрощенно говоря, не начнут думать и не стряхнут с себя путы социального конформизма) и в человеческих отношениях (в направлении самоорганизации и кооперации), не будет радикальных перемен в обществе. Иными словами, я -  за парадигму активности. И за общество субъективностей. Без этого все  пролетарские революции будет ждать примерно та же судьба, что и, увы, в СССР.
А если ничего не делать, думая, что от "меня все-равно ничего зависит", то действительно ничего не изменится. Но в этом случае люди просто поддерживают существующую ситуацию, которая на самом деле зависит от них. Нет отдельных индивида и среды, есть система "индивид+среда".   И, кстати, сказать запрет на изменение ситуации, на выход из нее - это всегда и признак патологической (шизогенной) коммуникации, к которой так привыкли в России.
И к египетскому обществу уже не приманишь издевателько-деконструктивистскую иронию Бодрийяра ("В тени молчаливых большинств"). Массы-черные дыры - это как раз о России...
О египетской революции https://revsoc.org/archives/5704#more-5704
http://shraibman.livejournal.com/598741.html
http://socialistworld.ru/
Последние новости: В Египте руководство правящей Национально-демокартической партии, включая сына президента страны Гамаля Мубарака, в субботу подало в отставку, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на египетское телевидение.

Tags: активность, живые системы, психоанализ, революции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments