al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Джанни Ваттимо. Слабый коммунизм?

rabkor.ru / новости
 
Джанни Ваттимо. Слабый коммунизм?Сам этот заголовок кажется банальностью. Коммунизм как политическая сила сегодня слаб как никогда. Выражение «слабый коммунизм» претендует на другой смысл, хотя и не полностью отличный от слабости современного политического коммунизма. Слабость, о которой я говорю, - это теоретическая слабость, необходимая для корректировки «метафизических» положений, характерных для коммунизма в его изначальной марксистской формулировке.
http://www.rabkor.ru/debate/12174.html
Очень близкое мне направление мысли.  Жаль, не слишком раскрыта (здесь) тема метафизичности как "советского коммунизма", так и капитализма.
...Вполне возможно, что текущий кризис капитализма представляет собой второй момент, дополняющий падение Берлинской стены. Реальный капитализм близится к своей дискредитации - так же как и реальный коммунизм в 1989 году. Это две стороны распада метафизики, то есть мира, центрированного вокруг капиталистической индустриализации (параллельной и спекулятивной) и ее коммунистического варианта. Рассматривать эти события как выражение распада метафизики - а эта перспектива может показаться слишком абстрактной - значит оценить весь их радикализм...
Самодискредитация капитализма идет полным ходом, хотя и не быстро. Капитализм же очень метафизичен. Метафизика здесь понимается строго в хайдеггеровском значении этого слова - как о насильственном навязывании, отсылающем к объективным основаниям: истине, человеческому идеалу, «естественным» законам общества, экономики и т.п.
Метафизика - вообще крайне интересная штука с психологической точки зрения. Тут и психоаналитический инструментарий использовать можно, и теорию патологической (патогенной) коммуникации... Зачатую метафизику действительно крайне сложно отделить от насильственного навязывания, от власти, зависимости и манипуляций. Гораздо лучше, чем в случае с "объективными основаниями", это видно на примере идей о "природе человека", "открытие" которой, вероятно, всегда несет в себе попытку осуществлять власть и манипулирование через практически навязывание другим представлений о том, кем они являются "на самом деле", что им "нужно" делать и как жить. Вместе с тем, есть и другая опасность полного размывания, впадение в крайние формы радикального конструктивизма, или в полный солипсизм, что, кстати, тоже может быть просто ходом манипулятивных коммуникаций, или новой иллюзией.
Метафизика, понимаемая таким образом, действительно становится все менее устойчивой.
Что касается коммунизма, то с развалом СССР с этими идеями произошла диссеминация на молекулярном уровне. Есть такое мнение. И, возможно, на данном историческом этапе это лучше, чем открытое противостояние по прежней модели. Да и вряд ли для столь сильной главной цели коммунизма - создание справедливого общества и освобождение человека - подходят старые манипулятивные стратегии. Именно в этом ключе я понимаю заключительные строки статьи "Коммунизм должен иметь смелость быть «призраком» - если он желает восстановить свою подлинную реальность."
Коммунизм сейчас стал еще и чем-то вроде "ереси", изгоняемой, обесцениваемой, дискредитируемой, в том числе и сознательно, вытесняемой, но... внутренне привлекательной для, наверное, очень и очень многих людей. Как ни подсаживайся на иллюзии и разные суррогаты, производством которых активно занимается капитализм, неолиберализм и общество потребления, как ни пытайся вытеснять реальные проблемы и отключать критическое мышление, но от неудовлетворенности жизнью никуда не сбежишь, все вытесненное возвращается. Некоторое время назад гулял мем 5 самых распространенных сожалений  умирающих , где 1. Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие. а 2. Мне жаль, что я так много работал.
И тут же очевидно, что коммунизм является системой, которая создает иные условия для жизни. Вспомним мысли Маркса об освобожденном труде. Коммунизм разрушает экономические и социальные основы для зависимых отношений. А именно они является во многом причиной и первого и третьего сожаления - о том, что не было смелости выражать свои чувства. Как может выражать свои чувства (или жить "своей жизнью) человек, превратившийся в товар, да еще в условиях толкучки, когда все бойко предлагают себя, да еще в условиях власти денег и капитала????
Когда нибудь это поймет достаточное количество индивидов, чтобы ситуация радикально изменилась.
Tags: Ваттимо, даблбайнд, живые системы, капитал, коммунизм, постструктурализм, психоанализ
Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Шоппинг и секс, нейропластичность и автоэволюция

    История человечества это всё-таки трагикомедия, или трагифарс. Но эти термины конечно не передадут всей сложности... Недавно в новостях промелькнули…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Шоппинг и секс, нейропластичность и автоэволюция

    История человечества это всё-таки трагикомедия, или трагифарс. Но эти термины конечно не передадут всей сложности... Недавно в новостях промелькнули…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…