al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

левый биоцентризм. экологическо-психоаналитическое

Интересное течение.  Понравилась интерпретация антропоцентризма (и, видимо, социоцентризма) как психологии правящего класса. Все человечество хочет быть своего рода правящим классом (или, можно еще сказать, "генералом"), а маленькому человеку от этого, от идентификации с чем-то "великим", хоть немного, хоть за счет защит, да легче. Да и древовидностью тут отдает, по Делезу с Гваттрари, не ризмно все как-то. Но все непросто. Для меня вообще экология и всякие биоцентризмы и экософии не отделимы от, кратко говоря, психоаналитического мышления где-то в духе Фромма. Главное понять - что в бессознательном (ведь и экоцентризм, и антропо- и  социоцентризм может играть роль защитного образования), и не идет ли игра на ту или иную идеологию. Быть озабоченным проблемами экологии  и равнодушно смотреть на социальную несправедливость и  эксплуатацию, равно как и озабоченность только социальными проблемами, понимаемыми узко - все это сомнительно для меня. Смещение имеет место, видимо, в обоих случаях.
Экология - это не только попытка постижения законов экосистемы и самоорганизации жизни, это еще и психология - приближение к более экологическому внутреннему состоянию, которое не располагает к тому, чтобы кого-либо (других людей, классы, природу и пр.) эксплуатировать, насиловать или просто вредить им, уничтожать. Что такое природа для человека с позиций разных течений глубинной психологии и не только? Мать, бессознательное, Анима, уроборус, хаос...? Понятно, что тут простор большой для интерпретаций.  Например, эксплуатация природы - это жесткое сексуальное насилие. Глубокое бурение нефтянников - это фантазии глубокого проникновения. Но эта агрессия приводит к появлению чувства вины, отсюда усиливается архаический страх перед зубастой вагиной (vagina dentata) + никуда не девающееся расщепление, что распаляет страхи перед природными и техногенными катастрофами, наподобие Мексиканского Чернобыля, а это все уводит от понимания реальных проблем. Крайности же анархо-примтивизма - это наоборот страх перед сексуальным контактом и проникновением ("как же можно членом живого человека тыкать?")))).  Но это ладно)
"Для левых биоцентристов главное сражение происходит не между трудом и капиталом, а между частной собственностью и биологическим сообществом."
Я бы не выделял главное, и не противопоставлял. Можно и еще линии противостояний найти.
"Левые биоцентристы отвергают капитализм и указанные выше другие формы насилия, и уверены в возможности построения мира, в котором люди будут сотрудничать на равных и обладать глубоким экологическим сознанием. Модели общества на основе рабочих кооперативов, общинного самоуправления, пришедшие к нам от децентралистских и коммунитарных левых, весьма полезны при построении нового экоцентрического общества. Также понятно, что переход к такому обществу вызовет противодействие со стороны корпоративной и капиталистической властных элит и приведет к борьбе, мало чем отличающейся от борьбы левых на протяжении десятилетий."
Tags: левое движение, левый биоцентризм, психоанализ, экология, экософия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments