al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"отказ платить по счетам"

Вот очень согласен я с Иммануилом Валлерстайном по поводу "грязного секрета капитализма", и одновременно одного из его важнейших признаков, - отказа платить по счетам. Это очень, на мой взгнляд, точная психологическая характеристика, с далекоидущими последствиями. Власть и раньше не хотела платить по счетам, но именно при капитализме масштабы происходящего уже иные, и особенности есть важные.  Мания величия, фантазии о собственной грандиозности и т.п. - вот что "использует" капитализм. А если есть такая "эффективная" возможность для раскрытки иллюзий и использования защит, то меньше остается возможностей для осмысления проблем. А "маленький человек" идентифицируется с "отцом"-буржуем; буржуазность становится чем-то вроде "Я-идеала". Впрочем, я уже просто повторяю то, что писал ранее.
Валлерстайн "Конец знакомого мира" (кстати, и про экологию он хорошо все написал):
"...Этот сюжет начинается с двух исходных признаков исторического капитализма. Один из них хорошо
известен: капитализм представляет собой систему, насущная потребность которой заключается
в расширении - как совокупного производства, так и собственных географических пределов, - что
позволяет достигать основной цели - накопления капитала. Второй признак привлекает меньше
внимания.  Важным  средством,  позволяющим  капиталистам,  особенно  крупным,  накапливать
капитал,  является  отказ  платить  по  счетам.  Именно  это  я  называю «грязным  секретом»
капитализма.
Позвольте  мне  подробнее  остановиться  на  этих  двух  моментах.  Во-первых,  непрекращающаяся
экспансия  капиталистического миро-хозяйства -  общепризнанный факт. Апологеты  капитализма
превозносят  эту  экспансию  как  одно  из  великих  достоинств  капитализма.  Люди  же,
обеспокоенные  экологическими  проблемами,  считают  ее  одним  из  главных  пороков
капиталистического миро-хозяйства и особенное внимание уделяют одной из  ее идеологических
посылок,  согласно  которой «покорение  природы»  является  естественным  правом (если  не
обязанностью) человека. Разумеется, и экспансия, и покорение природы имели место и до того,
как в XVI веке возникло капиталистическое миро-хозяйство. Но,
как  и  многие  другие  общественные  явления,  они  не  считались  приоритетами  в  предыдущих
исторических  системах.  Капитализм  же  выдвинул  оба  эти  феномена -  и  саму  экспансию,  и  ее
идеологическое оправдание - на передний план, вследствие чего капиталисты смогли преодолеть
общественное недовольство  этим ужасным дуэтом. Именно в  этом и  состоит истинное различие
между  историческим  капитализмом  и  предшествующими  историческими  системами.  Ценности
капиталистической  цивилизации  восходят  к  глубокой  древности,  но  то же  самое  относится  и  к
другим  противоречивым  ценностям.  Под  историческим  капитализмом  мы  понимаем  систему,  в
которой сложившиеся институты позволили капиталистическим ценностям стать приоритетными,
направить миро-хозяйство по пути всеобщей коммодификации ради превращающегося в самоцель
бесконечного накопления капитала.
Разумеется, последствия всего этого проявились не на следующий день и даже не спустя столетие.
Экспансия имела кумулятивный эффект. Для вырубки деревьев требуется время. В Ирландии леса
были  вырублены  в XVII  столетии.  Однако  тогда  в  мире  оставалось  еще  очень  много
растительности.  Сегодня  мы  говорим  о  джунглях Амазонии  как  о  последнем  исконном  лесном
массиве, который также быстро сокращается. Для того чтобы слить токсины в реки или выпустить
их  в  атмосферу,  также  нужно  время.  Всего  пятьдесят  лет  тому  назад  слово «смог»  было
неологизмом, впервые использованным для обозначения необычного явления в Лос-Анджелесе.
Оно призвано было описать жизнь в местности, где демонстрировалось полнейшее пренебрежение
качеством жизни  и  высокой  культурой. Сегодня  смог  распространен  повсеместно;  он  отравляет
Афины и Париж. Между  тем капиталистическое миро-хозяйство  с бешеным  темпом продолжает
свою  экспансию.  И  если  даже  на  нисходящей  фазе  кондратьевского  цикла  мы  слышим  о
впечатляющих  темпах роста  в Восточной и Южной Азии,  то чего  следует ожидать  в условиях
нового кондратьевского подъема?
К тому же демократизация мира - а она действительно имеет место - означает, что эта экспансия
остается чрезвычайно популярной на большей части планеты. Возможно, се- го дня она даже более популярна, чем когда бы то ни было прежде. Ширится круг людей,
требующих соблюдения своих прав, и одним из основных провозглашается право на кусок общего
пирога. Но предоставление большинству жителей планеты их кусков пирога неизбежно означает
расширение производства, причем не следует забывать о том, что в абсолютном выражении растет
и численность  населения  земного  шара.  Таким  образом,  к экспансии  стремятся  не  только
капиталисты, но и простые люди. Это, однако, не мешает многим из них желать замедления
деградации окружающей среды. Но это лишь доказывает наличие еще одного противоречия
данной исторической системы.  Многие  люди хотят одновременно располагать как большим
числом деревьев [на планете], так и большим количеством материальных благ для себя лично, и в
их сознании эти стремления попросту разделяются.
 ...Стоящие перед нами экологические проблемы являются прямым следствием того, что мы живем в
рамках капиталистического миро-хозяйства.
Хотя каждая из предшествовавших исторических
систем трансформировала окружающую среду, а некоторые из них даже нарушали региональное
экологическое равновесие (что порождало угрозу для выживания существовавшей здесь
исторической системы), лишь капитализм, в силу того что он стал первой системой на всем
земном шаре с невообразимой скоростью расширяющей масштабы производства (и умножающей
численность населения), начал угрожать самой возможности выживания человечества. По сути
дела, это происходит потому, что в рамках данной системы капиталистам удалось свести на нет
возможности любых иных сил устанавливать для них пределы, определяемые ценностями и
целями, иными чем бесконечное накопление капитала. Именно освобождение [этого] «Прометея»
и определяет природу проблемы.
Но освобожденный Прометей не является символом человеческого сообщества. Снятие с него
оков, что ставят себе в заслугу адепты современной системы, было неочевидным достижением, и
обусловленный им долгосрочный ущерб перевешивает сегодня среднесрочные выгоды. С точки
зрения политической экономии характерная черта нынешней ситуации заключается в том, что
исторический капитализм находится в кризисе, будучи не в состоянии найти осмысленного
решения порожденных им проблем, важнейшая, если не единственная, среди которых - это
неспособность предотвратить разрушение природной среды.
Проблема тем
самым полностью теряет связь со своей основой, определяемой двумя обстоятельствами. Первое
сводится  к  тому,  что  капиталисты  не  платят  по  своим  счетам.  Второе  заключается  в  том,  что
бесконечное  накопление  капитала  представляет  собой  иррациональную  цель,  которой  есть
реальная  альтернатива:  сравнение  различных  выгод (в  том  числе  приносимых [развитием]
производства) между  собой  исходя  из  их  целесообразности  для  общества  в  целом. Имеет место
удручающая  тенденция  выставлять  в  качестве  врагов  науку  и  технологии,  в  то  время  как
подлинным  источником  проблемы  является  капитализм.  Именно  он  использовал  величие
безграничного технологического прогресса как одно из оправданий собственного существования.
Он  превратил  одну  из  разновидностей  науки -  ньютоновскую  науку,  проникнутую  идеями
детерминизма -  в  своего рода  культурное оправдание политического лозунга о  том, что люди
могут  и  должны «покорять»  природу,  а  все  негативные  последствия  хозяйственной  экспансии
будут преодолены по мере неизбежного прогресса науки."
Tags: Валлерстайн, капитал, марксизм, система, экология
Subscribe

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • О Франкфуртской школе

    Стюарт Джеффрис - Гранд-отель "Бездна". Биография Франкфуртской школы. Выборочно почитал - очень заинтересовала книга. "Адорно…

  • Страх незначительности

    Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например: «Я в рейтинге,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • О Франкфуртской школе

    Стюарт Джеффрис - Гранд-отель "Бездна". Биография Франкфуртской школы. Выборочно почитал - очень заинтересовала книга. "Адорно…

  • Страх незначительности

    Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например: «Я в рейтинге,…