al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

«Не отпускай меня» (Never Let Me Go)

Сам фильм, снятый по одноименной книге, меня не особо впечатлил, а идеи заслуживают некоторого внимания. Можно это все понимать и как "гимн" "смирению" (стокгольмскому синдрому, то есть), и как доведение до абсурда этой установки, с критической целью. Понятно, что мы видим метафорическую модель существующего общества и героиня в конце размышляет о том, есть ли отличия между ними, и тем, ради кого их постепенно "чикают"; в нашем-то (в широком смысле, речь не о "российском") обществе люди - это, в зависимости от нужд (Власти?, Системы?) и пушечное мясо, и "капитал", и "ценный ресурс", то есть подкормовой скот, но не живые люди.  Вообще, много там слезливой сентиментальности и мало мышления, мало творческого порыва и активности. В этом отношении гораздо интереснее выглядят... роботы))) с их постоянными бунтами против человечества как правящего класса, против, по сути, эксплуататоров, создавших себе новых рабов. А эти клоны даже профсоюз не смогли организовать))) Там много тем можно вытащить - можно ли использовать других ради своих целей?, если можно, то до какой степени?, тут высвеченный Грегори Бейтсоном проблемный и опасный принцип мышления ad hoc, замешанный на крайне ограниченном восприятии мира; касательно смирения - а почему это раса-сверхлюдей не хочет смирится с болезнями, почему она делегирует смирение клонам?; и конечно тут тема потребительной стоимости - вот она ваша полезность для общества))))  Но фильм унылый. Лучше пересмотреть или перечитать "Пролетая над гнездом кукушки", а тут, в этом дурдоме, ни мистера МакМерфи, ни Вождя... Может эти современные произведения как раз и демонстрируют, что вообще одни клоны остались?????
Эту всю историю очень любопытно повернуть и вот с какой стороны. Там есть еще милая беседа, где подвисает вопрос о том, есть ли душа у клонов? А значит это можно понимать как повествовании о виктимизации, или о создании "идентифицированного пациента" (та же жертва). Но можно пойти и дальше. В криминальной психологии описываются характерные особенности психологии преступника, которые "помогают" ему совершать преступления - преступник (включая маньяков и серийных убийц) стремиться, так сказать, обесценить личность жертвы, а при психическом расстройстве преступник может считать жертву, например, одержимой дьяволом. В данном случае мы можем увидеть преступную психологию расистского общества, отказывающего кому-либо в "праве" иметь "душу" (тут сами эти построения разбирать интересно, но долго), как ранее было с индейцами и т.п. и т.д.
Вспоминается  "Остров пингвинов" Анотоля Франса (отрывки), где в раю самым серьезным образом обсуждался вопрос о том, есть ли душа у пингвинов, которых случайно крестили...))) И было также  выдвинуто предложение - дать-таки пингвинам бессмертную душу, но маленькую...))) на что не могли решиться "боги" в вышеупомянутой книге. Вот так)))
Tags: живые системы, кино, психоанализ, расизм
Subscribe

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • "Дивный новый мир"

    Недавно стартовал американский сериал «Дивный новый мир», снятый по знаменитому роману Олдоса Хаксли. О сериале пока сложно сказать что-то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments