al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

О "норме" и "аномальности" в психологии

Понятия "норма" и "ненормальность" - это конечно условности, они относительны. Они создаются в процессе человеческого познания или даже простого восприятия. С одной стороны, они социально сконструированы, а с другой - выражают бессознательне фантазии о норме и анормальности.  Эти понятия, которые не являются  самотождественными, необходимо подвергнуть тщательной деконструкции и исследовать их генеалогию. Кроме того, понятия "безуме", "анормальность" отсылают к проблеме Доугого, Иного... Этими проблема занимались, помимо прочих, постюнгианец Хиллман, Мишель Фуко, Фромм, Р. Лэнг. (к вот этой дискуссии http://vilainen.livejournal.com/12573.html
Фромм:
"Насколько мне известно, первым сформулировал понятие "нормальной" (обычной) душевной болезни Бенедикт Спиноза. В своей "Этике" он писал:
Некоторые люди "упорно бывают одержимы одним и тем же аффектом. В самом деле, мы видим, что иногда какой-либо один объект действует на людей таким образом, что хотя он и не существует в наличности, однако они бывают уверены, что имеют его перед собой, и когда это случается с человеком бодрствующим, то мы говорим, что он сумасшествует или безумствует... Но когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, честолюбец — ни о чем, кроме славы и т. д., то мы не признаем их безумными, так как они обыкновенно тягостны для нас и считаются достойными ненависти. На самом же деле скупость, честолюбие... и т. д. составляют виды сумасшествия, хотя и не причислены к болезням".
Как сильно изменились общественные отношения с XVII в. до наших дней, можно судить до тому, что позиция, за которую, по словам Спинозы, человек "заслуживал презрения", сегодня считается вполне похвальной.

Однако пойдем дальше. "Патология нормальности" редко принимает форму душевной болезни, ибо общество производит "лекарство" против подобной хвори. Если патологические процессы распространяются на общество, то они теряют свой индивидуальный характер. Тогда больной индивид в компании с другими такими же больными будет чувствовать себя наилучшим образом. Тогда вся культура настраивается на этот тип патологии и находит пути и средства для ее удовлетворения. В результате средний индивид вовсе и не ощущает изолированности и заброшенности, которую ощущает шизофреник. Но тот, кто отличается от среднего индивида, чувствует свое отличие от других, совершенно одинаковых, т. е. обладающих одним и тем же дефектом. На самом деле речь идет о человеке с совершенно здоровой психикой, который оказывается настолько одиноким в душевнобольном обществе, что, страдая от своей беспомощности и отсутствия нормальных отношений с другими, он и сам получает "сдвиг по фазе"."

Хиллман "О необходимости аномальной психологии: Анаке и Афина":
"...Быть нормальным в любом обществе значит воплощать определенный стиль фантазии, присущий данному обществу. За апелляцией к нормальности стоит защита от других архетипических установлений, которые, вследствие этого, с необходимостью должны быть признаны «аномальными»...

«Норма» и «нормальный» являются производными от латинского слова поrта, означающего буквально «наугольник», «плотницкий квадрат». Норма —технический, инструментальный термин для обозначения прямого угла; он используется в прикладной геометрии. Normalis означает «построенный по наугольнику»; normaliter — «по прямой линии, прямо». В XVI и XVII веках слово «нормальный» имело значения: прямоугольный, перпендикулярный, стоящий под прямым углом. Но уже смысл, вкладываемый в это слово в XIX столетии, отчетливо свидетельствует об изменении значения и приближении его к современному:
нормальный как правильный, регулярный (1828);
нормальная школа для подготовки учителей (1834);
нормальный как средний — в физике;
нормативный (1880);
и нормальный в смысле обычного (1890).
Это последнее определение содержит в себе два различных значения, которые сливаются друг с другом:
1. Нормальный в статистическом смысле, то есть то, что является обычным, общепринятым, общераспространенным, часто встречающимся, регулярным, а следовательно, предсказуемым или ожидаемым. Этот статистический смысл, если передать его графически, будет обозначаться падением в среднюю область гауссовской кривой, и, следовательно, связан со средним, обычным, центрированным. Слово «ненормальный» — при таком же количественном подходе — относится к тому, что является необычным, чрезвычайным, исключительным, отклоняющимся от нормы, несоответствующим, выпадающим, редким, эксцентричным, аномальным. Вкладывая в перечисленные слова статистический смысл, говорящие не подразумевают каких-либо других ценностей, помимо количественных. Необычный в данном случае означает просто редкий, не часто встречаю­щийся.
2. Нормальный в идеальном смысле, то есть наиболее или наилучшим способом приближающийся к идеальному образцу, предустановленному образу или Vorbild (нем. Прообраз. — Прим. пер.) Этот образец может быть дан теологией (подражание Христу); философией (стоический человек, ницшеанский сверхчеловек); законом (гражданин); медициной (адаптация к окружающей среде); культурой и обществом (приверженность общепринятым законам). Для большей ясности изложения мы назовем этот второй вид нормальности качественным. Он, действительно, подразумевает ценностные суждения, поскольку близость к идеалу является здесь нормальной в похвальном смысле, а отдаленность от него — ненормальной, в порицательном смысле.
Эти два узуса нормального — статистический и идеальный — могут резко отличаться друг от друга. Например, мы можем страдать от психосоматической дуоденальной язвы. Это часто бывает с людьми определенного рода в определенных обстоятельствах. В качестве регулярно встречающегося такое недомогание в статистическом отношении является нормальным, даже если с точки зрения идеала оно и ненормально. Или, противоположный пример, у нас может быть очень высокий показатель умственных способностей в обществе себе подобных (в отношении возраста, пола, жизненного уровня, этнической группы и т. д.), и это весьма приближает нас к идеальной норме, даже если наши умственные способности — при статистическом подходе — далеки от нормальных.
Большей частью, однако, эти два вида норм смешиваются в нашей голове. Для этого, вероятно, есть несколько причин. Во-первых, даже сухой язык статистики не может избежать метафорических коннотаций. Когда мы говорим средний
(mean, miaale, overage} или крайний, исключительный, отклоняющийся от нормы мы обозначаем статистическую частность тех или иных явлений, но и, незаметно для себя, вносим при этом качественные оценки, глубоко засевшие в языке. Во-вторых, популистское, эгалитарное, социологическое видение мира, подчиняющее себе наши ценностные системы, испытывает потребность в слиянии этих двух норм — количественной и идеальной. При Господстве Количества, как Рене Генон называл нашу эпоху, такие характеристики, как обычный, регулярный, урав новешенный, центрированный, предсказуемый, превратились в идеальные нормы и стали образцами для души. «Ненормальный» теперь не только статистическое определение, но и моральное осуждение.
То, что эксцентрично, становится неправильным; то, что необычно и нестандартно, — достойным порицания. В-третьих, психическое специфическим для него способом воображает идеальные нормы или идеальные типы, universali fan tastici (ит. всеобщие фантазии. — Прим. пер.) или поэтические метафоры Вико. Мы, по-видимому, неспособны существовать без мифических личностей, являющихся для нас идеальными образцами. Но сегодня наши храмы и алтари пустуют, а в освободившихся нишах мы видим секулярные пошлости, затертые от частого повторения общие места и банальности, возведенные в ранг идеальных норм благодаря способности психического к мифологизации. Мы являемся свидетелями Господства Количества в царстве обыкновенного человека с обыкновенными мыслями и связанного с этим проникновения статистического представления о нормальности в идеальные нормы.
Количественный подход отражает взгляд фюзиса на психическое, материи на душу, и, следовательно, он приходит в психологию из естественных наук. Фактически, одно из значений слова нормальный в словаре — это «естественный». Метод в психологии, использующий регулярности природы в качестве идеальных норм, мы можем назвать аристотелевским. Следуя этому методу, мы впадаем в натуралистическую ошибку в психологии (60), то есть, судим о психических явлениях путем сравнения их с аналогичными явлениями в природе. Когда физическая, буквально понимаемая природа становится нормой, то на психическое обычно смотрят сквозь призму архетипа матери и ее героя. (60а)
Аристотелевский подход вытекает из определения психического в терминах природной жизни тела (61); тогда как мы до сих пор разрабатывали психологию, более ориентированную на платоновскую традицию. Исследование души в такой психологии, в первую очередь, связано со смертью, с тем, что лежит ниже и глубже природной жизни и ее — природной — точки зрения. Различие между аристотелевской и платонической психологиями можно также показать на примере различия медицинского и мифического отношения к различным видам патологиза-ции. Если нормами для души становятся адаптация к среде, жизненный рост, уравновешенность или принцип «золотой середины», то мы имеем дело с аристотелевским или медицинским (62) взглядом на вещи; подобному взгляду не дано выйти за рамки естественно-природной перспективы, и в рамках такого подхода невозможно по-настоящему оценить необходимость патологизации для мифа, равно как и необходимость связи-со-смертью для души."

Мишель Фуко - это отдельная история. Ему принадлежат очень оригинальные и глубокие исследования в этих вопросах.


Tags: Фромм, Фуко, Хиллман
Subscribe

  • Об успешном, кассовом и коммерческом кино))

    На этот раз в патологоанатомической)) оказался «шедевр» «Мстители. Война бесконечности». Посмотрел я головокружительные))…

  • Комедия вокруг Telegram :))

    Исключительно «злые», да ещё и «глупые» спецслужбы, Роскомнадзор и в целом «государство» против такого…

  • О телевидении

    Зачем нужно телевидение? Чтобы не думать о действительно важных для тебя проблемах, чтобы убежать от сомнений, тревог, переживаний, от каких-то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments