Логика революционного проекта
"Цель социалистической революции - трансформация общества через автономное действие людей и установление общественной системы, организованной так, чтобы обеспечить автономию каждого. Это проект. Но это не теорема, не вывод из доказательства, указывающего на то, что неизбежно должно произойти. Сама идея подобного доказательства абсурдна. Но это и не утопия, не акт веры, не произвольное пари. Революционный проект обретает свои корни и точки опоры в действительной исторической реальности, в кризисе существующего общества и в вовлеченности в этот кризис большинства людей. Это совсем не тот кризис, который пытался обнаружить марксизм - «противоречие между развитием производительных сил и сохранением капиталистических производственных отношений». Кризис состоит в том, что социальная организация может осуществить поставленные перед собой цели, лишь используя чуждые ей средства, порождая требования, которые она не в состоянии осуществить, предлагая критерии, применить которые у нее нет возможности, и нормы, которые она обязана преступать. Существующая общественная система требует от людей - как трудящихся и как граждан - оставаться пассивными и ограничиться исполнением навязанных им задач. Когда она осознает, что эта пассивность убивает ее подобно раку, она начинает побуждать к инициативе и соучастию, но тут же обна- руживается, что она может добиваться этого, лишь поставив под вопрос саму сущность существующего порядка. Эта система вынуждена жить в двух реальностях, разделять официальное и реальное, непримиримо про- тивостоящие друг другу. Она не просто страдает от противостояния классов, отношения между которыми остаются чисто внешними. Социальная система содержит момент конфликтности в самой себе, «да» и «нет» как намерения действовать сосуществуют в самом ядре ее бытия, в ценностях, которые она провозглашает и которые она отрицает, в способе ее организации и дезорганизации, в крайней социализации и в крайней атомизации созданного ею общества. Точно так же вовлеченность в конфликт, о котором мы говорили, - не просто борьба трудящихся против эксплуатации или их политическая мобилизация, направленная против режима. Прояв- ляющаяся в великих конфликтах и революциях, отмечающих своими вехами историю капитализма, эта противоречивость системы постоянно присутствует имплицитным и латентным образом в труде субъектов этого общества, в их повседневной жизни, в их способе существования...
...Не только развитие производительных сил, но и эволюция человеческих отношений представляет собой весьма сложное значимое явление. Нельзя просто сказать, что они противоречивы в том смысле, в котором оперирует сопоставлением противоположностей наивная диалектика. Эти явления можно назвать, за неимением другого слова, двойственными. Но двойственность в том смысле, который мы здесь имеем в виду, - это не нечто неопределенное или незначительное. Двойственность является двойственностью благодаря соединению множества значений, которые могут быть уточнены и из которых пока ни одно не берет верх над другим. В кризисе и борьбе людей за формы социальной жизни можно различить несущие в себе глубокий смысл факты - изнашивание авторитета, постепенное истощение экономических мотиваций, уменьшение влияния институционализированного воображения, неприятие переданных от прошлого традиций или просто полученных правил. Их можно объединить вокруг одного из следующих центральных значений: во-первых, нужно отметить прогрессирующее разложение содержания исторической жизни, постепенное возникновение общества, в котором люди в пределе оказываются внешней данностью как по отношению друг к другу, так и по отношению к самим себе — это общество можно было бы назвать перенаселенной пустыней, одинокой толпой, не нагнетаемым кошмаром, а всеобщей анестезией; во-вторых, рассматривая все факты, проявляющиеся в сфере труда как тенденция к кооперации, к коллективному самоуправлению деятельностью и ответственностью, мы интерпретируем совокупность этих явлений как зарождение общества возможности автономии и потребности в автономии."