al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

власть, манипуляции, язык, экзистенциальное и пр.

Вот вопрос, на который нет у меня ответа - почему в социуме столько манипулятивного, столько стремления к власти, столько самовоспроизводящихся отношений зависимости, которые и являются благодатной почвой для разных патологий и проблем (в межличностной коммуникации, внутрипсихических, социальных...)???? Все является, грубо говоря, результатом различных условий, факторов, векторов... Каких?
Возьмем все тот же даблбайнд. Я согласен с точкой зрения, согласно которой для возникновения даблбайнда необходима в первую очередь зависимость (о чем была речь здесь и здесь).. Зажим-же, в свою очередь, работает на воспроизводство зависимости.
"Суггестия состоит в том, что один организм начинает управлять поведением другого организма, который при этом ведет себя не в соответствии с собственным приспособлением к среде, то есть не по принципу первой сигнальной системы, а в соответствии с требованиями или запросами другого. В этом Поршнев и видит основу и сущность “второй сигнальной системы”, попросту — речи.").
Откуда же берется зависимость (вопрос откуда? - не очень, но без него сложно)?
Суггестия, по Поршневу, пронизывающая все, - это хорошая идея.
( "Он мыслил в совершенно “правоверных” терминах, в рамках павловских “сигнальных систем” (тем ярче его ни в какие ворота не лезущие прозрения). Вопрос звучал так: качественной особенностью человека и всего человеческого является “вторая сигнальная система”; вторая сигнальная система может возникнуть только из первой (не бог же создал); но из первой, сколько ее ни развивай, вторая сигнальная система с ее качественной спецификой не выводится: парадокс новообразования в развитии.
И ответ Поршнев нашел в особом (в нашем контексте не так важно, как именно это у него описано) соединении двух “первых сигнальных систем”. Иными словами, две дочеловеческие особи при определенных условиях начинают взаимодействовать “не-первосигнальным” образом.
Первый, решающий момент такого соединения состоит в “интердикции”, посредством которой одна особь “выключает” функционирование первой сигнальной системы другой особи, так что та перестает быть “организмом-в-среде” и переходит в состояние “коммуникативного приема”. Раскручивая спираль интердикций, контр-интердикций и контр-контр-интердикций по гегелевской схеме триады и предполагая возможность интериоризации одной особью всей ситуации на каждом этапе развертывания, Поршнев получает суггестию, которую и объявляет основополагающим феноменом второй сигнальной системы.
На обычный язык это можно перевести следующим образом. Человека характеризует прежде всего использование речи. Речь, которая кажется более или менее отображающей внешний мир вообще и ситуацию человека в частности, возможна и нужна лишь в силу этого “более или менее”: если бы речь была буквальным отображением внешней ситуации, она была бы бесполезной. В “разрыве” этого “более или менее” находится самое главное: речь несет в себе специфические, только людям (в отличие от животных) свойственные социальные отношения, отношения людей друг к другу. Суть этих отношений — суггестия: люди управляют друг другом не как биологические организмы, а как социальные существа; это и выделяет человека из мира животных.
Полезно здесь заметить, что в рамках этих представлений человеческая социальность принципиально отличается от существующих в мире животных (на самых разных уровнях развития, от пчел до горилл) паттернов коллективного поведения. Суть этого отличия состоит именно в интериоризации: человек “вбирает” в себя социальные отношения, становится не только их “объектом”, но и их “субъектом”.
Взаимодействия между людьми, будучи интериоризованными, то есть собранными и разыгрываемыми в одном индивиде, — это и есть человеческая психика. Сущность этих взаимодействий — по Поршневу — есть суггестия.

Ну и понятно, "постструктуралисты" - язык как средство принуждения и подавления; власть "гнездится" в языке. В очень значительной мере - все так. Без языка - никуда, каждый вынужден встраиваться в уже готовую и весьма хитрым образом устроенную языковую матрицу. Но все-таки почему так сложно понять эти особенности языка, иметь их ввиду, то есть договориться о том, что все есть условная классификация, соглашение и т.д.?  Почему-то очень это сложно.
Есть еще : власть и знание, дискурс; есть еще Делез... Но это долго.))
А если с другой стороны зайти? Согласно психоаналитической схеме (упрощенно) жертва насилия идентифицируется с насильником и затем начинает пытаться осуществлять по отношению к другим то насилие, которое она испытала на себе. Подставим вместо насилия зависимость. Переживание тотальной зависимости, вытесняемое в бессознательное. Зависимость от мамы-папы (тут еще и человеческая особенность - длительные период детства, созревания), зависимость от языка, общества. Кстати, немаловажную роль играет и практика разделения труда, а также отчужденного труда, товарно-денежных отношений; кроме человека никому больше ненужны деньги для поддержания жизни. Все это завязано на зависимостях.
Кроме того, человек зависит от биологических "законов" жизни. Спосбность мечтать, потенциально))) мощное воображение, самосознание (происходит выделение "Я" из "среды" со всеми вытекающими; "Я" начинает "разрастаться"), абстрактное мышление, а с другой стороны - зависимость от тех самых законов + осознание этой зависимости. Жизнь конечна, возможности наши ограничены, как бы не работало наше воображение, всего нам никогда не реализовать (здесь и так называемая экзистенциальная вина). Быть может, я за уши притягиваю сюда эти экзистенциальные проблемы, но... не знаю. Целый ряд "условий", всех их не перечислить, создает еще и предпосылки для "мании величия", условно говоря (можно сказать - чувства грандиозности и п т.п.). Пример: ребенок знакомится с проблемой смерти и спрашивает у родителей - вы тоже умрете?, а получив утвердительный ответ, быстро рождает фантазию - я вырасту, стану ученым и изобрету такую машину, что вы не умрете.
Потом все это конечно вытесняется.
А потом человек навязчиво пытается создавать и воспроизводить отношения зависимости вокруг себя. Мало того, что друг другом люди пытаются манипулировать, еще нужно и "природе" условия свои пытаться диктовать.
Что такое капитализм? Это же целиком манипулятивная, эксплуататорская система, постоянно продуцирующая и поддерживающая зависимости, и существующая благодаря им. Это же видно и без марксизма, хотя марксистский анализ - мощный инструмент. А пришествие демократии и либерализма с их обещаниями "свобод" и "прав человека"  лишь создают ситуацию, весьма похожую на даблбайнд. А стремление к деньгам - это же и есть стремление к большей власти, к манипулированию более изощренному и большим количеством индивидов.
Тема эта неисчерпаемая.)
Проблемы-то имеют место быть весьма серьезные в связи с тем, что манипуляции и зависимость занимают ТАКОЕ место в жизни социума. Вопрос, вероятно, в пропорциях, в доле (если все это имманентно самой коммуникации, по ее "природе", то вопрос именно в пропорции, а также в наличии других "сил").  Зависимость и власть социум цементирует, но так, что он становится безжизненным (общество, как живая система, приобретает странноватые эммергентные качества, все более отдаляющие общество от жизни)), бзжизненным становится и человеческое существование. Одержимость же ростом (прогрессом)... Этот рост так  напоминает рост раковой опухоли. Ведь в росте численности цивилизации (количественном росте) есть нечто очень странное.
Все это, понятно, фрагменты мыслей, фрагменты лишь некоторых точек зрения...
Tags: власть, даблбайнд, манипуляции, микровласть, постструктурализм, психоанализ, экзистенциализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments