al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

уподобление человека вещи

Касториадис (хорош, все-таки!):
"Так называемая рациональная организация обнаруживает все характеристики систематического бреда, о чем знают и говорят уже долгое время, но никто не принимал этого всерьез, кроме таких «несерьезных» людей, как поэты и романисты\. Подмена рабочего, служащего, всех используемых на производстве кадров совокупностью произвольно выбранных отдельных черт в зависимости от произвольно возникшей системы целей и по отношению к столь же произвольной псевдо- концептуализации, а также соответствующее манипулирование ими на практике отражают господство воображаемого, которое - какой бы ни была его «эффективность» в системе - ничем не отличается от вообра-жаемого в самых «чуждых» современности по своей природе архаичных обществах\. Уподобление человека вещи или чисто механической системе не в меньшей, а в большей степени принадлежит сфере воображаемого, чем желание видеть в нем сову, поскольку реальное сходство человека с совой несравненно большее, чем его сходство с машиной\. Ни одно из примитивных обществ никогда не заходило так далеко в применении последствий уподобления человека другой вещи, как это случилось в современной индустрии с ее приверженностью метафоре человека-автомата\. Примитивные общества всегда сохраняли определенную амбивалентность в этих уподоблениях, но современное общество принимает их в своей практике самым дикарским образом, принимает в буквальном смысле. Нет никакой существенной разницы - в том, что касается типа ментальных операций и даже глубинных психических установок, - с одной стороны, между инженером-тейлористом или промышленным психологом, отделяющими одно действие от другого, измеряющими их коэффициенты, разлагающими личность на ее составляющие, от начала и до конца вымышленные, «факторы» и вновь собирающими ее во вторичный объект; и, с другой, фетишистом, возбуждающимся при виде ботинка на высоком каблуке или требующим от женщины, чтобы она изображала люстру. В обоих случаях мы видим в действии один и тот же тип воображения, отождествляющего субъект и объект. Разница заключается только в том, что фетишист живет в своем частном мирке, и воздействие фантомов его сознания не идет дальше партнера, готового им подчиняться. Капиталистический фетишизм «производственной эффективности», системы индивидуального тестирования определяет реальную жизнь социального мира."
Tags: Касториадис, капитал, психоанализ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирусное

    Хочется верить в то, что мы с женой неуклонно и уверенно выздоравливаем, и что все пройдет без особых последствий. 21-го должны прийти взять тест на…

  • Пелевин. Трансгуманизм ч.2/Идиатуллин "Возвращение Пионера"

    Продолжение. Начало здесь. Если нам что-то начинает не нравится, мы активно ищем недостатки (ну или то, что является недостатками с нашей точки…

  • Пелевин. Трансгуманизм Inc.

    «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее – это кого туда пустить». Очень противоречивое впечатление оставила у меня эта книга. Но в целом,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment