al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

вокруг "океанического чувства"

Речь конечно о метафоре, использованной еще Фрейдом и Роменом Ролланом. И вообще о "проблеме" ранних детских переживаний. Вот и Касториадис тоже не смог избежать этого соблазна
"Касториадис исходит из допущения изначального бессознательного
состояния субъекта (монады), которое характеризуется переживанием
недифференцированного единства с миром. Это монадическое состояние,
в котором либидозные стремления руководствуются лишь принципом
удовольствия, насильственно нарушается, коль скоро ребенок в процессе
социализации становится способен к восприятию независимых объектов.
На утрату единства своего мира в процессе социализации субъект
реагирует тем, что он непрерывно пытается снова воспроизвести
монадическое изначальное состояние в воображении, не будучи однако
в состоянии достигнуть эту свою инстинктивную цель. И все потребности,
которые развиваются в его дальнейшей жизни, могут определенным
образом пониматься как образы замещения первичного желания
совершенного единения. Это желание образует энергетический источник,
побуждающий человека к непрерывному воображению. Радикальное
воображение, в котором бессознательно выражается невыполнимое
изначальное желание,  постоянно выгоняет человека за пределы
соответствующего наличного горизонта значений." (Краткое изложение по Фурсу)

Хоть Касториадис и уходит от концептов нехватки, неполноты и пр., говоря о стремлении к некоему состоянию, когда все желания уже осуществились, но влияние поиска утерянной нирваны у него все же есть. Равно как и игра в этом миф, игра, впрочем, не бессмысленная, быть может.
Но мне более интересен другой путь. Нас выталкивает (если выталкивает)))) за рамки "наличного" не "что-то" там в прошлом, а хроническая неудовлетворенность настоящим состоянием, именно настоящим (мы можем сколь угодно часто испытывать сатори или нечто подобное, но все равно они - лишь вспышки, существующие лишь по контрасту с сансарой, чтобы там не говорили о тождестве сансары и нирваны). Сложно сказать что-то о генезе этой неудовлетворенности. Возможно не стоит увлекаться проецированием чего-либо на детство. Тут может быть что-то вроде даблбайнда - что не сделаешь, как ни живешь, кем ни станешь - все не так. Но на этом "объяснении" нельзя останавливаться, его спорность и ограниченность очевидна. Тут скорее просматривается принципиально не имеющая причины направленность человека на создание чего-то, на изменение. К теме множественности это ближе. Остальное - сказки))))
Касательно той "изначльно нирванической"  мифологии - вопрос тоже любопытный. Ей нет никаких подтверждений, какие бы формы она не предпринимала. Наше самоосознание появляется медленно и поздно. Если взять те периоды, о которых сохраняются воспоминания - потока сознания того периода, каким он был, какое было наше мироощущение, мы не воспроизведен. А на это можно взглянуть и так - выходит у нас было две жизни (или сколько?), выходит тогда жил Другой (вот он - Другой, один из них...)...)))
Tags: Касториадис, психоанализ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments