al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

мифологии

Продолжение. (Речь не той "мифологии", о которой писал Ролан Барт). Итак, есть известное разнообразие в теоритическом пространстве психологии, психоанализа и философии.
В психологии одно из наиболее чуждых мне направлений - это бихевиоризм. Однако с некоторых пор я начал понимать, что вряд стоит опрометчиво полностью отметать подобные "чуждые" теории, даже если не принимаешь их "всем нутром" (как раз это и должно стать темой для рефлексси))). Для себя я решил, что гораздо лучше относиться к ним (и не только к ним, естественно)) не буквально, но как чему-то похожему на метафору, на историю (повествование). Бихевиоризм, например, это рассказ об имеющей место быть чрезвычайно сильной зависимости человека от социума. А что, нет этой зависимости? Или что, идея о "подкреплениях" совсем не рабочая? (другое дело, что она не исчерпывает ВСЕГО и столь всеохватывающая, как это хотелось бы бихевиористам). Я считаю, бихевиоризм - это очень драматическая теория. Аж страшно порой становится, если в нее глубоко вдумываться.
По сути, я имею ввиду примерно то же самое, что и Ролло Мэй, писавший о фрейдизме следующее:
"...фрейдовская трагическая концепция Эдипа гораздо ближе к истине,
чем наша склонность интерпретировать эдипов комплекс в терминах
раздельно-половых и враждебных отношений в семье. Формулировка
"инстинкта смерти" как биологического инстинкта не имеет, конечно,
никакого смысла, и в этом случае правильно отвергается бихевиоризмом и
позитивизмом. Но как психологическое и духовное состояние трагической
натуры человека идея имеет действительно большое значение и превосходит
любую чисто биологическую или механистическую интерпретацию
".
Согласен я с ним. Тут уместно вспомнить и развернутую оригинальную интерпретацию этой истории Джемсом Хиллманом, сделавшем большой акцент на "Эдипе в Колоне".
Не отбрасывавем ли мы некие части человеческого опыта вместе с теориями, которые готовы выбросить на свалку истории? Опять же, я говорю о метафорическом прочтении теорий, а не о том, что надо создавать всеобщую эклектическую теорию.
...Как-то мне попалась ссылка на непереведенный у нас труд зарубежных психоаналитиков, в которм они предприняли интереснейшую попытку показать, как теории фрейда и Юнга связаныс их личными психологическими защитами. С удовольствием бы почитал.
Спору нет, некоторые теории производят впечатление особенно схожих с работой защитных механизмов (может мышление в целом играет роль интеллектуализации, защитной?), но тем они и интереснее, так как высвечивают, вероятно, особо драматичные сферы жизненного опыта...
Tags: психоанализ, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments