al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

самопознание

Опять этот очень, на мой взгляд, хороший пример из сериала "Фрейд".


Примерно так все и было, судя по всему. Тут главное - обретение некоего смысла жизни (пусть условного), в наполнении ее тем, что тебе интересно и делает твою реку жизни более бурной, полнокровной. Фрейд стал не просто обычным бедным евреем, с трудом пытающимся приспособиться к враждебным условиям (вспомним хотя бы тот досадный эпизод с оскорблением его отца), избежать бедности, он теперь не просто влачил свою существование (сансарическое), он открыл в себе Бессознательное, он увидел в себе кипящий котел сложных побуждений, которые надо укрощать и сублимировать, от открыл судьбы влечений, эдипов комплекс, и драматическое противостояние Эроса и Танатоса, он увидел "суть" религии и процессы, управляющие обществом и культурой... Мне кажется, я понимаю Фрейда. Это действительно величественная и захватывающая картина, переворачивающая тебя всего. Он сломал стереотипы банального восприятия. Другое дело, что его открытия могут быть использованы для создания других стереотипов.

Вероятно, приблизительно то же самое переживали Юнг, Адлер, Лакан, Будда, Делез...
Самоактуализация, индивидуация, номадические сингулярности, путь бодхисаттвы и т.п. и т.д. - да, все это действительно делает жизнь интереснее.

Наши представления о самих себе можно увязать с идеей Касториадиса о воображаемых значениях. Да и не только с ними. Как мы  воспринимам мир и самих себя. Все гораздо сложнее, что отражение. Воображение тут еще работает. В данном случае, "простой бедный еврей" - тоже ложная идентичность, это из области воображаемых значений. Одним значениям, уподобляющих человека вещи/винтику/средству, противопоставляются другие, типа кочующих сингулярностей, или делающих акцент на самоценности и уникальности жизни, как таковой (но не стоит забывать и про апофатический подход). Последний вариант интересен своим участием в шизофренизации следующем образом. Можно сказать так. Жизнь - это относительно недавнее "изобретение" человечества (как и детство, согласно Нилу Постману), и оно входит в совершеннейший разрес с реальным доминирующим отношением к человеку (как к неживому). Приведет ли это к чему-нибудь?



Tags: постструктурализм, пси, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments