al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"реальность"

К "проблеме" реальности, этого больного вопроса о том, можем ли мы воспринимать реальность, внимание к которому обострилось в постструктурализме и не только. Хочу постараться взглянуть на этот вопрос с иного угла зрения, используя бейтсоновскую идею о double dind, используя ее вольно и не стремясь свести все широту вопроса только к ней; хотелось бы избежать и пресловутого фамилиализма, но это не сложно.)  Предпологаю, что некоторые психологические проблемы (или/и психосоциальные проблемы) соприкоснулись с философскими, тем самым несколько обогатив, так сказать, философский дискурс трансформированными психологическими коллизиями.
На всякий случай, вот статья Бейтсона с соавторами "К теории шизофрении" (хотя лучше читать целиком "Экологию разума" и другие его книги).
Там, в частности, говорится о ситуации, в которой полный набор составляющих (для даблбайнда) перестает быть необходимым, когда жертва приучается воспринимать мир в стереотипах (patterns)
double bind.
Можно предположить, что философский поиск реальности (поиск референта) - это не совсем поиск реальности. Это, быть может, ожидание противоречивых посланий и невозможность их идентифицировать. Вряд ли могут быть болезненными попыткт познать "природную" реальность, она есть и все, хотя и в движении природы и экосистем можно при желании увидеть некие замыслы. А вот социальная реальность и сфера отношений с людьми, со значимыми другими - это все гораздо более подвижно, патологично, наполненно многоуровневыми коммуникациями, неконгруэнтностью и пр. Есть и детский опыт, естественно, он очень значим, но я не хочу сводить  все шизофреногенной мамочке или обоим родителям. Это непозволительное упрощение. Достаточно внимательно присмотреться ко всей социальной реальности, в том числе и к экономике (с ее разделением труда и эксплуатауией), к пролитике, к проблеме индивида и общества (это широчайший круг вопросов, нет возможно тут все охватить) и пр. Те же шизогенные родители не только воспроизводят опыт своего детства, но и всю социальную ситуацию; в общем, тут все нелинейно.
То есть человек не может разобраться в "посланиях", в том, кто и как к нему относится - близкие, значимые другие, остальное окружение, государство, общество, социальное...
Вот и возникают (но не только по этому) вопросы об утраченном референте, о реальности, о том, естьли вообще реальность... Солипсизм в этом контексте тоже любопытно рассмотреть. 
Иными словами, я пытаюсь нащупать некие паттерны, определяющие многое... :)
Конечно, если полностью отождествить себя только с языком, с мышлением, с когнитивными структурами, то вопрос об утраченном референте и может прозвучать как невозможность прорыва к реальности. Но что есть такое отождествление?
Попутно замечу, что я разделяю (хотя это разделение условно и не имеет четкой границы)  вопросы психологии восприятия (реальности) и попыток рассказа о ней. Огромный массив информации постоянно воспринимается минуя мознание; в психологии восприятия давно уже говорят об интегральных образованиях, о перцептивных системе, комплексе, образе, событии; перцептивный процесс рассматривается как развертывающийся в двух формах, опосредывающих друг друга: как перцептивная активность и как отражение); да и не один живой организм просто не выживет, если не сможет воспринимать реальность. А рассказы о реальности, теории - это же карта, которая не есть территория.
Tags: Бейтсон, даблбайнд, постструктурализм, реальность)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments