al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

революционные идеи и панцирь характера масс

Биография Райха, написанная Каттье (Cattier) (49) содержит отрывок,
который изумительно демонстрирует эту дилемму: «Когда Райх общался со
своими пациентами, он обратил внимание, что они мобилизуют все свои
защитые реакции против него. Они стремились ухватиться за невротическое
равновесие и испытывали страх как только аналитик приближался к
подавленному материалу. В той же самой манере революционные идеи
скользят по панцирю характера масс, потому что эти идеи обращаются ко
всему тому, что люди вынужены заглушать в себе, чтобы смириться с
собственным огрублением».


«Было бы неправильно считать, что
трудящиеся не восстают, потому что у них недостаточно информации о
механизмах эксплуатации. На самом деле революционная пропаганда, которая
стремится объяснить массам социальную несправедливость и
иррациональность экономической системы, обращается к глухим. Те, кому
приходится вставать в пять утра, чтобы ехать на завод, проводить в
добавок к рабочему дню два часа в метро или пригородной электричке,
вынуждены адаптироваться к этим условиям за счет устранения из головы
всего, что может вновь заставить их усомниться в справедливости этих
условий. Если бы они осознали, что они тратят свои жизни на службе
абсурдной системе, они бы либо сошли с ума, либо покончили бы с жизнью.
Для того, чтобы избежать таких связанных с отчаянием взглядов, они
оправдывают свое существование, пытаясь рационализовать его. (50) Они
подавляют все, что может вызвать сомнения и беспокойство, и приобретают
структуру характера, которая адаптирована к условиям, в которых они
вынуждены жить. Отсюда следует, что идеалистическая тактика, которая
состоит в объяснении людям того, что их угнетают, бесполезна, так как
людям приходится подавлять в себе мысль о собственном угнетении, чтобы
продолжать жить с ним. Революционные пропагандисты зачастую утверждают,
что они стремятся поднять уровень сознательности людей. Опыт показывает,
что их предприятия редко завершаются положительным результатом. Почему?
Потому что это сталкивается с бессознательными защитными механизмами и
всеми теми оправданиями, которые люди выстроили, чтобы не осознавать
собственную эксплуатацию и пустоту собственной жизни».

Этот
мрачный взгляд на самом деле гораздо более правдив, чем могут признать
революционеры. Но в конечном счете он недостаточен.

Согласен, в общем и целом; я уже давно пришел к схожим идеям. Но все еще сложнее. Тут Бейтсона, и Фромма, и Касториадиса, и Эрика Берна и др. можно вспомнить.  И Бодрийяра...
А сложнее... Есть всегда внутренние условия. Как говорил С. Рубинштейн, один из столпов советской психологии, внешние условия действую только через внутренние. Внешнее всегда опосредуется внутренним; последнее же, о рубинштену, есть результат воздействия внешнего... туть непростая конструкция.
Короче говоря, лично я вижу выход в, условно говоря, некоем развитии того самого "внутреннего", которое становится все более автономных, в смысле по Касториадису...
Tags: Райх, общество, психоанализ, революции
Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • выбор происходит не на "выборах"

    В условиях современного капитализма (независимо от страны) игра делается не на выборах, поэтому, на мой взгляд, и не имеет смысла придавать им…

  • 1917 - 2017

    Много чего можно было бы сказать по поводу 7 ноября, а тем более к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. К сожалению, пока…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments