al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

фрагменты предельно общего (о смысле)

К вопросу о смысле жизни. Гипотеза-миф (все понятия, все слова условны, понимать это буквально - ошибка)). Если человек (и человечество) появился в ходе эволюции, то, возможно, главная цель этого - самопознание самоорганизующейся живой системы, что должно послужить толчком для дальнейшей трансформации (в частности, именно поэтому совершенствуется то, что в системной психофизиологии называется "опережающем отражением"). Через человека ...  (не совсям ясно что, "нети-нети"))) получает возможность взглянуть на себя, для начала, а затем познать себя ( я тут имею ввиду далеко не только интеллектуальное познание, но и некое переживание, сатори, завороженность необъятностью мира и космоса, соблазн...). То есть наше мышление - это не совсем наше мышление. Я не к тому, чтобы роль человека в этом преувеличивать и раздувать на этой почве какие-то мании, я как рах вижу крайнюю незначительность человека, человек - это искра, пылинка, крошечный сгусток тумана в неком неподдающемся пониманию процессе.
(сравни с этим)

В принципе было бы ошибкой полагать, будто мы являемся
существами, овладевающими миром: мы представляем собой всего лишь
препятствие, на котором, останавливается свет. И мне по-прежнему дорога
идея о наличии мышления, не зависящего от субъекта, идея, согласно
которой люди мыслят мир, а мир мыслит людей. На мой взгляд, здесь нет
ничего мистического, ибо, если вдуматься, мы выступаем не более чем
проблеском, фрагментом некоего процесса, гигантских масштабов, а потому и
не должны утверждать, что являемся его инициаторами. И свет и мысль не
что иное, как фазы данного процесса. По всей видимости, космос знает два
великих сдвига. Во время первого космическое разделяется таким образом,
что появляется свет, и мир оказывается видимым самому себе, обретает
качество, каким раньше не обладал. Во время второго возникает мысль,
благодаря которой человеческий род и универсум становятся если не
интеллигибельными, то по крайней мере размышляющими друг о друге.

Да, мы суть только фрагменты, данного движения, но
нам, тем не менее, суждено играть в его рамках существенную роль: быть в
нем и останавливаться на свете, останавливаться на мысли. Мы образуем
его ось, его punctum, и это очень важно. Я, как видите,
возвращаюсь к идее, из которой исходил в период моих занятий
предметностью: мир все время размышляет над нами, предмет все время
мыслит нас… Здесь, если угодно, в ходе моей интеллектуальной эволюции
имеет место реверсия, но, чтобы снова указать на реверсивность вещей, я,
к сожалению, по-прежнему пользуюсь альтернативными терминами, ибо
власть дискурса — это то, чему противостоять достаточно трудно. И все же
мы должны научиться говорить о реверсивном на соответствующем языке,
ориентируясь на механизм поэтического изменения ситуации.



По сути, главное - это живой контакт с "миром", включающий в себя просто взгляд, мышление, эмоциональную реакцию, действие.  Мне кажется, многие описывали примерно одно и то же с помощью разных словам, метафор, образов. И все-таки делаю упор на состояние-переживание, которое просто выбивает почву (стереотипного ложного сознания) из под ног, переворачивая тебя всего, тут вспоминаются дзенские образы. Человек и человечество явно неспроста появились в этом процессе (опять же хочется не слишком сильно увлекаться  трансцендентными делами, но...))). В любом случае, нужно как-то не определить окончательно, но, скажем, наметить пути определения ускользающего места человека в мире (своего места). Идентификации полной тут не может быть, но если не ставить вопросы, значит оставить их решение другим.  И жизнь, что важно, будет казаться унылой и бессмысленной. Вот почему появлялись человек-потребитель, человек-рад, человек-господин и пр.? Это же все воображаемые установления, которые являются бегством от ядерных, условно говоря, экзистенциальных проблем и вопросов. То же потребление и капиталистическое общество потребления какие "роскошные" возможности дает для этого бегства., равно как и трудоголизм, и постоянная невротическая стимуляция самого себя с помощью медиапотоков... Эх, раньше то хоть вопрос (хоть на словах) ставился о том, что советский человек - это строитель коммуизма, лучшего общества. А сейчас он - жалкий потребитель, человек должник, слуга потоков капила, цепко схваченный "обществом контроля".
Ощущаю я все-таки притяжение старой-доброй экзистенциальной психологии (не современных продавцов услуг, симулякров), не экзистенциализма, скорее, а именно психологии и психотерапии, хоть и нет там четкой грани.
А деструктивность - не отсюда ли, в том числе, она растет питается?Вытесняется вопрос о смысле жизни, о месте Я в мире, о Я. Сложно все это, и страшно. Поют с чужого голоса, вроде как защищаясь, но это лишь усугбляет проблему. Еще страшнее, еще больше отчаяния - опять защиты, ну и так далее. Угроза кастрации - это не то, что Фрейд думал,это угроза кастрации мышления, способности задавать вопросы и чувствовать что-то свое, кстрация воображения. Ну и проблема конечности жизни и огрниченных возможностей в соотношении с мощным мышлением, способностью воображать, мечтать, желать, преобразовывать... Что-то вроде даблбайнда от природы)) Вот в в качестве одной из реакций у "несознательной"части человечества и появляется желание все разрушать (может не сразу, но постепенно), как-бы мстя кому-то за свою смертность, патологическая мания величия и стремление к власти, к манипулированию людьми, массами, народами, вплоть до их уничтожения (нет ли за этим желания властвовать над чем-то более серьезным???, как у Сизифа)), а алчность, эта алчная тяга к накоплению богоств и капитала в таких количествах, что все это не потратить и не использовать все и за несколько жизней (то есть тут просматривается желание растянуть свою жизнь)...
Tags: мысли, экзистенциализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment