al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Даблбайнд и коаны

Все-таки - какое интересное сходство ситуаций, но насколько разные результаты. Есть желание разобраться с этим поглубже.  В чем отличия? Коан не может быть разрешен логически, путем рационального мышления. Он сбивает с толку и "сводит с ума". Но работа с коаном приводит к большему контакту с собой, а не к самоотчуждению и расщепленности, коан пробуждает интуицию, спонтанность. При работе с коаном должен произойти выход за его пределы. Дзен практикует непривязанное мышление. В ситуации даблбайнда невозможен выход за ее пределы, невозможы вопросы по поводу самой ситуации.  

При работе с коаном достижение просветления часто происходит вместе с прорывом мышления из узкого круга рассматриваемого вопроса (состояние сравнимое с выладением дна из ведра) и может последовать не относящася к сиуации фраза, типа "сегодня холодная погода", молчание, или нестандартное действие, включающая "удар" учителя. При этом ошибкой будет привязывание к этому действию, образу или молчанию. Их нельзя понимать как отивет иои решение. 
Пример из дзенских текстов. Мастер посадил вкруг учеников, поставил в центр глинянный кувшин и сказал - не называя это кувшином, скажите что это. Пошли ответы типа - куском дерева это не назовешь, но лучшим оказался простой повар, который вдруг молча поднялся со своего места и, пересекая этот круг по диагонали, как-бы случайно задел кувшим, опрокинув его, и также молча просто ушел.
Ученик помещается в значимую для него ситуацию, где он вроде бы сильно зависит от значимого человека - Учителя. И ни один ответ не будет признан правильным. Ему нужно выйти за пределы этой ситуации, разорвать привязанность и к нейи к Учителю и... прислушиваться лишь к свои импульсам, мыслям, возникающим образам, не привязываясь к чему-то конкретно.
Интересный пример из современных дзенских текстов здесь http://al-ven.livejournal.com/5322.html
Однако ученикам дзен мало научиться решать такие коаны, выходя из них. Главное - это достижение некоего нового психологического состояния, не связанного с неким ослепляющим и мощным состоянием "поосветления", сатори - довольно кратковременны, но научится аналогичным образом разрешать постоянно возникающие ситуации в обыденной жизни, т.е. пробудить в себе способность к спонтанным реакциям и действиям. "Твое обыденное состояние сознания - и есть дао".  Действительно, какой смысл в долгой работе с коанами и изучением сутр, если в ситуациях вне монастыря ученик будет впадать в ступор,  бестолку напрягать свой интеллект и биться в дисках даблбайндов?
Мое мнение - ко многим, если не ко всем жизненным ситуациям и вопросам, которые ставит перед нами жизнь, можно относится как к коанам (я не говорю, что всегда нужно только так и относиться), по крайней мере, их можно попытаться рассмотреть именно в таком свете. Может быть коанам является и сама наша жизнь? В любом случае, ситуации даблбайнда, патогенные коммуникации пронизывают практически все сферы человеческой жизни.  Возможно, примерно это и чувствовали основатели буддизма и дзен, что и привело и к мысли разработать такую вот весьма оригинальную и глубокую систему, систему коанов и мондо. И последователям дзен, помимо всего прочего, гораздо легче ускользать из даблбайндов.

 

Tags: Бейтсон, дзен
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments