al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

производство образов (к вопросу о радикальном воображаемом)

Сложно не сопоставить нехитрые эксперименты с теорией Касториадиса о радикальном воображаемом, о "первичной матрице", равно как и с идеями других авторов, делавших большой акцент на воображении и на внутренней активности психики (человека).
Здесь интересно само описанное явления, а интерпретации - это уже другое дело. И очень интересные там образы и переживания были.
Данный эксперимент - не самый удачный, на самом деле, так как он опять дает возможность свести все к модели нехватки, но ведь "производство" образов идет постоянно, оно, как известно, может быть весьма интенсивным и при наличии внешних раздражителей. Бессознательное - это "фабрика".
И да, вопрос о генезе не так уж важен. Откуда взялась эта, выражаясь термином Касториадиса, психическая монада или способность создавать образы из ничего - вопрос интересный, но... Главное, что именно это "толкает" куда-то человека (приходит писать коряво, получаются какие-то внешние по отношению к человеку силы, но не это я имею ввиду; как описать имманентность???). Человек - раб, человек - средство/винтик - это все ведь воображаемые установления, но и представление об уникальности и самоценности  человеческой жизни, любой жизни и жизни вообще (и уважение к ней) - это тоже воображаемые установления; и тут уж как пойдет дальше самоорганизация.
Кроме того, воображение чем-то наполняет жизнь (и не текстуальным))). Как вот Брэдбери сказал в одном недавнем интервью - "закрою глаза - и я на Марсе". Не интересны ему интернеты, деньги, роскошь, гаджеты, машины, потребление и прочая пыль, внешняя симуляция. Он-то хорошо понял, насколько это кастрирует человека. Или как Барт писал - чтобы лучше разглядеть фотографию, лучше всего закрыть глаза или отвернуться (так, выражаясь языком психологии восприятия, "перцептивный образ" лучше движется)). Сейчас какие-то "живые фотографии" появляются, смешно все это (у меня есть фотографии, черное-белые, на которые я смотрю и...чувствую шум ветра, дыхание, тепло, движение... чего-то). Движется там прямо в фотографиях ("живых") что-то, никаких там пунктумов, всего много, очень много потоков,  которые надо потреблять... и спать, внутренне спать. Современный медиамир, гипрерреальность - это сон вывернутый наружу.  Да и раньше-то не лучше было.

Лилли (Lilly) - нейрофизиолог, ставший известным в результате своих
исследований в области языка дельфинов, еще с 1953 года пытался
проверить на себе самом, какой опыт организм, погруженный в водную
среду, может приобрести в условиях полного отсутствия взаимодействия с
привычным ему окружением. Так, Лилли провел несколько часов,
изолировавшись в кессоне, обычно предназначавшемся для проверки
снаряжения водолазов. Это большой резервуар, наполненный водой с высоко
йЭто большой резервуар, наполненный водой с высокой
концентрацией соли; температура воды близка к температуре человеческого
тела. Попав в «кессон», организм оказывается полностью
изолированным от внешнего мира. Испытуемый находится в полной темноте,
ничего не слышит и, самое главное, находится почти в состоянии
невесомости в жидкости, которую его кожа не может чувствовать, так как
температура тела и жидкости почти одинакова (Gerome, 1985). Лилли
отметил, что в начале эксперимента происходит подъем внутреннего
напряжения, которое становится почти невыноси­мым и вызывает сильное
желание выйти из камеры. Но, когда человек решает все же остаться, у
него начинает появляться новое состояние сознания. Внимание испытуемого
мало-помалу фиксируется на ощу­щении легкости, которое вскоре заполнит
все его существо. Мысли, сосредоточенные раньше на повседневных заботах,
постепенно будут уступать место мечтаниям и фантазиям очень личного
характера, эмоциональный заряд которых вскоре доходит до предела. В этот
период испытуемый достигает высшей фазы необычных переживаний, когда он
будто бы смотрит внутрь самого себя и проецирует наружу свое
собственное содержание. Тогда наступает разрыв с пространством и со
временем и наводятся мосты между отдаленными местами или между разными
периодами. «Дух» перемещается с феноменальной скоростью и оказывается в
других местах, с известными или неиз­вестными испытуемому людьми, где он
живет и переживает вместе с ними эпизоды, которые происходят, как
кажется, в эти моменты, или же начинает «парить» над городом. Он ощущает
себя так, будто может все видеть, все слышать, все чувствовать, будто
он - начало чистого сознания.
В тот период Лилли ничего не стал публиковать, так как понимал, что
официальная наука не сможет принять «бредни» такого масштаба от одного
из своих представителей. Однако с тех пор Лилли поделился своим опытом с
другими исследователями внутреннего мира, в част­ности с такими
известными, как Бейтсон, Иодоровский и Гроф. Около 80 сообщений о
переживаниях, которые он услышал непосредственно из их уст, подвели его к
тому, чтобы в своем труде «Глубокое Свое», опубликованном в 1977 году,
построить карту внутреннего простран­ства,

С тех пор были изучены многие особенности «кессона»
(прежде всего, в Стэнфордском институте) с целью понять, каким образом
может возникать эта внутренняя реальность.

По-видимому,
первостепенную роль здесь играет отсутствие эффекта гравитации, потому
что испытуемый, будучи погружен в воду, сохраняет более 90% энергии,
которую в обычных условиях тратит на преодоление собственной тяжести,
чтобы поддерживать тело в равновесии; и эта энергия может быть
направлена на внутреннюю деятельность.

Кроме того,
расслабление, вызванное состоянием невесомости, ведет к гармонизации
различных частей мозга. Как показывает электроэнцефалограмма, правое
полушарие - «интуитивное» и обычно находя­щееся под доминирующим
влиянием левого, более «рационального» полушария - начинает
функционировать в том же ритме, что и левое. Это восстановленное
равновесие между высшими отделами мозга при­водит к большей гармонии
между корой и двумя другими отделами – рептильным и эмоциональным мозгом.

Со своей стороны ретикулярная
формация, освобожденная от функции отбора внешних сигналов, допускает
теперь проникновение наверх множества внутренних сообщений, полностью
игнорируемых в повсе­дневной жизни. Кора головного мозга начинает
прислушиваться к бие­нию сердца, к циркуляции крови в сосудах или же к
функционированию внутренних органов, которые обычно автоматически
контролируются рептильным мозгом.

Что касается
отделов мозга, ведающих эмоциями, то им не прихо­дится больше
поддерживать готовность организма к реакциям на внешние стимулы, и в
результате секреция гормонов с общеактивирующим действием сменяется
выработкой таких веществ, как эндорфины, а эти
вещества в свою очередь позволяют коре, продол­жающей бодрствовать,
погрузиться в состояние, близкое к наблюдае­мому на первой стадии сна,
для которой характерно появление тета-волн . Речь идет
здесь о состоянии, благоприятном для творчества, а также для
возникновения внутренних образов, идущих, как мы уже видели, из
подсознательного уровня..."





Tags: Касториадис, воображение
Subscribe

  • Об «экономизации», человеке экономическом и пр.

    Нашел очень неплохую, на мой взгляд, статью Венди Браун «Разрушение демократии: как неолиберализм преобразовывает государство и субъекта",…

  • Индустрия культуры

    Еще раз вспомнил о культуриндустрии (индустрии культуры — понятие, введенное Адорно и Хорхаймером). По-моему, все это по-прежнему очень…

  • про офшоры

    Отрывок из книги социолога В Волкова "Государство, или Цена порядка", посвященный "одному из ключевых для понимания современного…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments