al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

социальный контроль (и попутно о Меланхолии Триера))

Социальный контроль масс ориентируется в значительной мере на
потребительское общество, для которого характерны широкое
распространение потребительских кредитов, разнообразные меры социального
страхования, практика выделения пособий малоимущим. Все эти
особенности, свойственные потребительскому обществу, способствовали
превращению широких социальных слоев в активных потребителей. Массовое
потребительское общество лучше всякой пропаганды «привязывает» человека
массы посредством зарплаты, кредитов, страхования, пособий, владения
акциями компаний и т. д. к существующей социальной системе, вызывает
желание жить с ней в согласии и сотрудничестве. А массовые коммуникации –
пропаганда, образование, массовая культура, реклама – только усиливают
это желание, учат определенным приемам и методам жизни в потребительском
обществе. Потребительское общество – это базовая основа социального
контроля масс
.
Я все-таки считаю, что есть более глубокий и фундаментальный пласт проблем - сам процесс социального "конструирования" человека (при котором, например, даже восприятие реальности и самого себя представляет собой в лучшем случае  "контракт" с обществом) и сильнейшее желание последнего принадлежать к некоей общности людей, к социуму, становящегося чем-то вроде обволакивающего белкового бульона, питающего и вроде бы заботящегося, но и кастрирующего (ментально), а в случае чего и придушающего (совсем как шизогенная мамочка). В результате большинство готово принять почти любую (или любую) систему координат и образ жизни. Только одни системы координат устанавливают большую обратную связь с психологическими защитами и нерешаемыми внутренними проблемами, вкупе с социальными (как в случае капитализма и тоталитарных обществ), что приводит к установлению гомеостаза, а другие - меньшую, поэтому последние и отвергаются, как в случае социалистической перспективы. (это все очень сложные вопросы, поэтому эти формулировки - сильное упрощение)
Страх выйти за пределы "контракта" с социумом крайне силен, хотя сейчас он часто  во многом "надуман" и основывается скорее на невротическом механизме получения вторичной выгоды от невроза, являясь просто продолжение уже сложившихся невротических паттернов, что может приводить к появлению фантазий, наподобие триеровских (Мелахолия). Героиня фильма плохо чувствует себя в фальшивой среде, хочет из нее выйти, но одновременно все больше в нее погружается, конфликт настолько силен, что появляется фантазм даже не самоубийстве или убийстве кого-то конкретно, да и общество переделывать никто не хочет (или хотя бы среду сменить), но о гибели вообще ВСЕГО живого, в котором, вероятно, сам Триер и разочаровался. Глупый и скучный фильм, в общем-то, разбавленный порнографической (в бодрийяровском смысле) демонстрацией апокалипсиса)). Орбитальность (то есть сфера тотального контроля) очень боится сингулярности, боится "безумного"  движения молекул (Меланхолия - это и есть такая молекула))). Нарушение контроля, изменение строя - все гибель всему, жуть))))
Tags: "социализация", кино, общество контроля
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments