al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

все больше информации, все меньше смысла (о социальном контроле)

Касательно кое-каких бодрийяровских формулировок, и не только.
Сейчас у нас все больше информации, но все меньше смысла - о чем это, собственно? Коммуникация (по Вацлавику и пр.) имеет два аспекта - содержательный (передача информации) и относящийся к взаимоотношениям (установление контроля, в частности). Когда преобладает контроль - дело плохо, пахнет патологией; и чем сильнее преобладает - тем более пахнет)).  Что, собственно, и происходит в современности. Бодрийяр там много еще нагромоздил разных рассуждений, имещих конечно свою определенную самоценность, но для меня важем именно аспект контроля. И даже то, что информации становится все больше (неизмеримо больше) также имеет значение контроля и власти. Возрастающее количество информации и ее внешняя "пестрота" пригвождает обывателя к роли пассивно воспринимющего и всегда опирающегося на чужую картину мира и на мнения "экспертов". Налицо регрессивная модель. Регресс заключается в возвращении к положению ребенка, который полагается на то, как родители ему описывают мир и дают наставления, а не на свой опыт.
То же самое и бодрийяровской гиперреальностью. Ее порождают некие "модели", она целиком операциональна. Но кто видел эти модели, что вообще такое? Определения им и Бодрийяр нигде не дает. Сдается мне, что речь тут идет опять-таки  об установлении контроля, причем через сферу аналоговой коммуникации.  
А интерес к теме социального конроля и власти у Бодрийяра достаточно велик, хотя и выражается он по-своему (не так, как у Фуко, например).

В чем причина такой навязчивой тяги к контролю в обществе и как все это можно объяснить - неведомо мне, а все имеющиеся гипотезы однобоки. 
И с какой-то грустью вспоминается призыв Тимоти Лири: 
Никогда не изменяй сознания ближнего твоего...

А вот слова М. Бубера: «В человеческом обществе, на всех его уровнях, люди, в той или иной степени, поддерживают друг друга практическим образом, своими личными качествами и способностями, и общество может именоваться человеческим в той степени, в какой его члены поддерживают друг друга...

Основа жизни человека с человеком — двоякая, с одной стороны — это желание каждого человека, чтобы его принимали таким, какой он есть, даже таким, каким бы он мог стать; и, с другой стороны, врожденная способность человека принимать своих собратьев таким образом. То, что эта способность так безмерно неразвита, составляет настоящую слабость человеческой расы и вызывает сомнение в ней: на самом деле, человечество существует только там, где эта способность раскрывается»
Tags: Бодрийяр, Вацлавик, Тимоти Лири, коммуникации, экзистенциализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирусное

    Хочется верить в то, что мы с женой неуклонно и уверенно выздоравливаем, и что все пройдет без особых последствий. 21-го должны прийти взять тест на…

  • Пелевин. Трансгуманизм ч.2/Идиатуллин "Возвращение Пионера"

    Продолжение. Начало здесь. Если нам что-то начинает не нравится, мы активно ищем недостатки (ну или то, что является недостатками с нашей точки…

  • Пелевин. Трансгуманизм Inc.

    «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее – это кого туда пустить». Очень противоречивое впечатление оставила у меня эта книга. Но в целом,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments