al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

социальные/классовые процессы и проективная идентификация

(продолжение темы) В прошлой записи не написал, можно сказать, о самом главном. О проективной идентификации. Речь опять о попытке экстраполяции на более широкий круг явлений - на социальные процессы. Безусловно, это непросто; и вообще нельзя какую-либо творческую идею использовать механически и схематично, или как прокрустово ложе, либо как схему на любой случай - подводных камней всегда полно. Но это направления анализа (и просто размышлений) представляется мне крайне интересны, и на эту тему так или иначе я уже писал.
В принципе, если понимать суть проективной идентификации и не рассматривать ее узко (лишь как защитный механизм), то такой ход мысли просто напрашивается и наверняка есть какие-то работы на эту темы, скорее всего не переведенные.
Отечественный психоаналитик Рождественский пишет:
"Нет и однозначного ответа на вопрос: следует ли говорить о проективной
идентификации как о специфическом защитном механизме или как о проекции в
условиях частичного слияния объекта и самости. Отто Кернберг во всяком
случае отмечал, что следствием ее действия является размывание границ
между Эго и объектом и сохранение эмпатийной связи Эго с проецируемым
содержанием [3:38-56]. Так или иначе, до сих пор большинство
психоаналитиков рассматривает эту защиту как примитивную попытку
переместить в объект неприемлемую часть себя (часть самости, внутренний
объект, инстинктный импульс и т.д.), представляющую угрозу для Эго, и
как способ уберечь ядро личности от раскола за счет индуцирования
собственных «плохих» свойств в объекте и обретения контроля над ним."
"...Я хотел бы добавить в заключение, что мне кажется не вполне
обоснованной дихотомия О. Кернберга, согласно которой проективная
идентификация относится к ряду так называемых «примитивных» защит, якобы
используемых преимущественно пациентами с недоформированным Эго — то
есть психотического и пограничного уровня. Действительно, у пограничных
пациентов использование проективной идентификации встречается чаще и
проявляется более интенсивно, чем у невротиков, но и только. Эта форма
коммуникации присутствует в любых проявлениях взаимоотношений, особенно в
стрессовые моменты последних: каждый из участников любого
поведенческого диалога играет некую роль с целью вызвать определенную
ответную реакцию партнера. Как отмечают Х. Томэ и Х. Кехеле, ссылаясь на
Мейснера, «проективная идентификация превращается в метафору,
произвольно переведенную в термины «вмещающий» и «вмещаемый», которые
применимы почти к любой форме отношений или когнитивных феноменов»
[1:214]. Наконец, определение «примитивная защита», являющееся в
каком-то смысле оценивающим, едва ли применимо к столь сложному и
ориентированному на реальность механизму выстраивания отношений.
Психотические параноидные проекции в этом смысле действительно
примитивны, поскольку психотик не озабочен реальным тождеством между
окружающим миром и собственными представлениями о немокружающим миром и собственными представлениями о нем. Человек,
использующий проективную идентификацию, не просто наполняет фантазиями
мир вокруг себя, но и стремится изменить его вплоть до соответствия этим
фантазиям. В сущности, это творческий путь
."
Итак.
Когда кто-то считает часть общества, некую социальную группу, нацию, или почти все общество (в последнем случае кто-то - это власть) - "ниже" себя, неполноценными, несамостоятельными и т.п. (цитата из Ноама Хоиски в прошлой записи - прекрасная иллюстрация), и, более того, своими действиями (естественно бессознательно) индуцирует подобные качества у других, не давая, например, определенным социальным слоям выйти из затруднительного положения (набор средств тут понятный), что это такое, как не проективная идентификация. Тот (те), кто "ниже" - в  них и помещаются вытеснякмые и обесцениваемые части своего внутреннего мира.
С другой стороны идет такой же процесс, но в нем происходит передача, например, бессознательного стремления к всемогуществу.
Крайне важной я считаю мысль о творческом потенциале проективной идентификации.
Каков путь к справедливому бесклассовому обществу, в котором будут изжиты унижение одних другими, эксплуатация, когда люди перестанут рассматривать других людей как материал или товар, как средство для удовлетворения своих амбиций и разыгрывания патологических сценариев и пр.? Путь к этому, кроме всего прочего, лежит через глубокое понимание самого себя, через проработку всех уголков своего внутреннего мира и своего опыта. Ведь если человек рассматривается как вещь, как товар или расходный материал,  как винтик - то значит на него проецируется вытесненные части души других и его ставят в такие условия, где он вынужден вести себя именно таким образом.
Вот поэтому-то для меня коммунизм - это состояние души  и определенный тип взаимоотношений с миром и с другими людьми, к которому невозможно прийти лишь путем кропотливого изучения трудов Маркса и Энгельса, а то и "Гегеля в оригинале")))
Учитывая все это, совершенно нечего удивляться тому, как вчерашние коммунисты активно стали грабить страну, ввергли десятки миллионов в бедственное положение, а сами легко и просто стали отъявленными капиталистами-эксплуататорами; да и в советское время по меньшей мере часть партийной верхушки были далеки от того, что относиться к "простому советскому человеку" как к равному. Психоанализ-то запретили, идиоты; да и вполне творческие наработки советской психологии использовать им было также слабо. Сопротивление - страшная сила)
И Делез, кстати, говорил "«Быть «левым" значит ощущать своё единство с миром. Быть «левым» значит воспринимать проблемы «третьего мира» как более насущные, чем наши
собственные… Быть «левым» - это проблема развития, а не миноритарности»". Что-то близко, по-моему.
Вспомнилась также одна шутка, встретившаяся мне в серьезной литературе по буддизму и дзену - автор объяснял что нужно для понимания дзен - требуется прочитать столько-то тысяч книг по дзен-буддизму))))
Tags: дзен, классовая борьба, коммунизм, марксизм, проективная идентификация, психоанализ
Subscribe

  • Коронавирусное

    Хочется верить в то, что мы с женой неуклонно и уверенно выздоравливаем, и что все пройдет без особых последствий. 21-го должны прийти взять тест на…

  • Пелевин. Трансгуманизм ч.2/Идиатуллин "Возвращение Пионера"

    Продолжение. Начало здесь. Если нам что-то начинает не нравится, мы активно ищем недостатки (ну или то, что является недостатками с нашей точки…

  • Пелевин. Трансгуманизм Inc.

    «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее – это кого туда пустить». Очень противоречивое впечатление оставила у меня эта книга. Но в целом,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments