al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Новые "социальные" сети (Сноб)

Бодрийяр: "Видеть в социальном предмет индивидуального потребления, товар, цена которого зависит от колебаний спроса и предложения, — что может быть большим издевательством над этим социальным?"
Газета.ру::  "Миллиардер Михаил Прохоров решил создать мультимедийный проект для таких, как он сам: кабельный телеканал, журнал и социальную сеть Snob.ru, в которую смогут войти только избранные...
...одной из задач холдинга станет создание мультимедийного проекта, который будет состоять из 3 частей: кабельного телеканала, журнала, а также закрытой социальной сети. Основной аудиторией проекта должны стать «свои люди». «Свои» – это образованные, успешные, обеспеченные взрослые люди, ведущие интересный и активный образ жизни. Они занимаются спортом, интересуются литературой, стремятся быть на острие новостей и культурных событий, – говорит Шмаров. — Как правило, публика небедная, но это вовсе не обязательно олигархи и жители Рублевки».
Как предполагают авторы идеи, телевизионный канал будет предлагаться на подписной основе и не будет содержать рекламы. Обещается, что на телеканале будет транслироваться «только очень интересный и высококачественный материал, который сможет отвечать потребностям людей с хорошим вкусом». «Основным принципом нового канала станет «Самое лучшее из мирового телевидения», – отметил генеральный директор Snob.ru.
Что касается журнала, то, как стало известно «Газете.Ru», это будет издание, в котором будет рассказываться о различных интересных для «своих» событиях. «Мы специально не привязываемся к одной теме, чтобы не быть зависимыми от происходящих в мире явлений, – говорит собеседник «Газеты.Ru». – В журнале будет то, что интересно для нашей аудитории, а что их волнует – мы примерно знаем»...Особенностью социальной сети Snob.ru станет ее «закрытость и приватный характер». По словам разработчиков проекта, стать пользователем можно будет только по приглашению создателей проекта или по рекомендации уже зарегистрированных пользователей. Сайт будет напоминать «закрытый клуб», где пользователи смогут общаться, получать необходимую и интересную им информацию
....

Забавно прозвучало про "хороший вкус" :) , особенно в контексте вот этого http://t4k1984.livejournal.com/  :)
А так, тут только Бодрийра и остается впомнить:
Потребление переведено в  плоскость, где его уровень оказывается показателем статуса и престижа, где оно выходит за всякие разумные пределы...
...Резюмируем вслед за Бодрийяром: "истина потребления состоит в том, что оно
является функцией не удовольствия, … функцией не индивидуальной, но

непосредственно и всецело коллективной" [3, p. 109]. Мысля социологически,
говорит Бодрийяр, можно выдвинуть гипотезу: потребность именно в данном предмете
есть не что иное, как потребность в совершенно определенном социальном различии;
потребительское поведение направляется не "естественными" потребностями в
некоторых вещах, а социально артикулированными потребностями в различительно
значимых предметах. Потребляется скорее не сама вещь (в физическом смысле), а
идея отношения между вещами: потребление представляет собой систематический акт
манипуляции знаками, который определяет социальный статус посредством различий. 
Когда Бодрийяр говорит о скрытой логике потребления как логике социальных
различий, он, как правило, не имеет в виду мотивации престижа, уже давно и
хорошо изученные социологией. Новизна ситуации заключается в том, что различия в
потреблении уже не являются эксклюзивными4, а само потребление — не
функциональная практика обладания полезными вещами и не простая функция
индивидуального или группового престижа, а система коммуникации и обмена,
подобная языку в том смысле, что предметы потребления структурируют поведение
людей посредством своей знаковой функции. На практике вещи предстают как

категории вещей, которые тиранически задают категории личностей. В обществе
потребления вещи приходят на смену прежним средствам социетального разделения —
расе, полу и классу: люди ранжируются посредством предметов, которые они
потребляют. Таким образом, именно потребление стало действительным базисом
социального порядка. В социологическом плане обмен различиями обеспечивает
интеграцию группы: кодированные различия не разделяют индивидов, а, напротив,
становятся материалом социального обмена [3, p. 134]. Это значит, в частности,
что потребление — не только определенная система идеологических ценностей ("общество
потребления" как миф в узко-"надстроечном" смысле слова), но также и
определенная система материально-практической коммуникации. 
В "обществе потребления" небывалое умножение материальных благ и услуг означает
не только общий рост благосостояния, но и фундаментальную мутацию в экологии
человеческих пространств
: мы живем, говорит Бодрийяр, в эпоху вещей — находясь в
их сплошном окружении и подчиняясь их ритму. Этот критический тезис не сводится
ни к плоским сетованиям по поводу "вещизма", ни к подслеповатому утверждению о
всеобъемлющей коммодификации социальной жизни в эпоху "позднего капитализма".
Для понимания своеобразия Бодрийяра важно учесть, что потребление видится им не
как собственно экономический, а как "целостный социальный факт" (в терминологии
Мосса). Потребление, резюмирует Бодрийяр в заключении к "Системе вещей", — это
разновидность активного отношения не только к вещам, но к другим людям и к миру,
это разновидность систематической деятельности, на которой основана вся наша
культурная система. Как мы покажем ниже, интересующий Бодрийяра феномен "общества
потребления" имплицирует понимание общественной дедифференциации, где разделение
на экономическое и культурное вообще упраздняется (точнее говоря, предстает как
чисто симулятивное). Иными словами, теория потребления для Бодрийяра не раздел
экономической социологии, а общая теория социального, инспирированная странными
реалиями "общества-мифа". Соответственно, практика потребления выступает как
новая матрица концептуализации социальной жизни в целом. ...





 
Tags: Бодрийяр
Subscribe

  • Стивен Кинг «Позже»

    Я воспринял «Позже» как социальный роман. И только этим он мне и понравился. «Позже» - один из последних романов Стивена…

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments